Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 48

Согласно легенде, согласно традиции, в источниках ничего точно не фиксируется, 17 июля у гробницы Иисуса Готфрид поклялся защищать христиан в Святой земле. В благодарность вожди этого похода даровали ему титул короля Иерусалимского и первого защитника Гроба Господня.

Затухание этого крестового похода будет датировано 1100 – 1101 годом. Тогда пилигримам удастся добраться до Красного моря и здесь организовать свои форпосты и только после этого они могут считать себя в относительной безопасности.

Лекция № 8 по истории средних веков

от 25 октября 2005 года

…главным … станет королевство Иерусалимское. Завоевание Иерусалима в 1099 году и коронование Готфрида Лотарингского в том же году ознаменовали практическое достижение цели христианской Европы. Практически все священные места Ближнего Востока оказались под контролем христиан. Иерусалим становится центром Иерусалимской монархии. По периметру это королевство фланкируется еще несколькими христианскими образованиями. Самое крупное из них графство Триполитанское, где укрепился Раймонд Тулузский, где он даст корни самостоятельному правящему графскому дому.

Какова дальнейшая история ближневосточных владений христиан? Каковы масштабы, каков характер крестовой экспансии на Ближний Восток в течение последующего времени. Вся последующая история Иерусалимского королевства и христианских владений условно делятся на 2 больших этапа.

Первый этап охватывает почти весь XII век: 1099-1187 год. Этот этап – период блестящего развития христианского Ближнего Востока, своего рода пик могущества Иерусалимской монархии, Иерусалимского королевства. Этот этап приходится на годы правления Арденн-Анжуйской династии. Это Лотарингский дом. XII век. Речь идет о ближайших преемниках Готфрида Лотарингского, который с перерывами будет занимать иерусалимский престол вплоть до середины 1180-х годов.

1187 год – катастрофа Латинского востока, потеря Иерусалима, которая ввергает ближневосточные владения в состояние почти перманентного хаоса. Из последствия этой катастрофы латинянам не удастся выкарабкаться вплоть до конца истории ближневосточных владений.

2 период – конец XII – конец XIII века. Период кризисов, нестабильности, постоянных смут, междоусобиц. Закончится в 1291 году потерей последнего опорного пункта на ближневосточном побережье, потерей крепости Акры, что формально может считаться датой завершения всей этой крестовой эпопеи на Ближнем Востоке.

1 этап важен формированием внутренних структур Иерусалимской монархии, правительственного аппарата и некой правовой законодательной базы, которая с начала XII века будет выступать относительно действенной величиной на Ближнем Востоке. Сама организация Иерусалимской монархии по большому счету выступала осколком типичной континентальной модели. Во главе король, который избирается советом крупнейших вассалов. Над королем еще выше папа, церковь. Церковь представлена специальными уполномоченными в Иерусалиме в статусе патриарха Иерусалимского. Этот патриарх выступает посланцем апостольского престола, он осуществляет связь между христианскими владениями на востоке и непосредственно Римом.

Органы управления типичны для континента. Центральным из них становится курия короля, совет короля. Этот совет представлен высокопоставленными надомными слугами. Это кравчий, стольник, маршал, каметад, который предводительствует войсками, комплектуемыми из наследственных земель.

Плюс к этому наличие большого числа островков баронских, рыцарских, графских и маркграфских ленов на территории самого королевства. Историки не раз отмечают, что беда Иерусалимской монархии это отсутствие сплоченного наследственного домена, и изобилие вассалов, которые в состоянии оспорить королевское решение.

К числу крупнейших синьорий, покрывавших собой территорию Иерусалимского королевства следует отнести ______ и Иорданию, это земли, расположенные к востоку и к северу от Иерусалима. Это маркизатство Яффа, княжество Аскарол, Цезарея и прочие более мелкие _______ .

Король мог распоряжаться в лучшем случае лишь несколькими сотнями копий. Королевское ополчение в лучшие времена, в середине XII века, могло насчитывать от силы 500-600 вооруженных рыцарей, панцирная конница, которая вместе с вооруженными слугами …

Власть слаба. Но это типичная континентальная модель. И примеры этому мы находим на европейском континенте.

Правовая база. Обычное вассально-ленное право, впервые более-менее четко сформулированное, якобы непосредственно вслед за взятием Иерусалима. Легенда гласит о том, что летом того же 1099 года, когда удалось захватить Иерусалим, Готфрид, собрав вокруг себя уроженцев разных земель, потребовал сформулировать основные положения этого правового кодекса. И каждый из его баронов внес свою лепту в составление этого Иерусалимского правового памятника.

Согласно традиции эти фиксированные нормативы были скреплены печатями вассалов иерусалимского короля и переданы на хранение в Храм Гроба Господня. Отсюда их название в исторической литературе «Письма Гроба». Это все полулегендарная традиция. Реальное начало иерусалимскому праву будет положено в 1120 году. Во время очередного съезда королевских рыцарей в Наврузе будут сформулированы важнейшие тезисы, аспекты правовой системы Иерусалимской монархии. Они получат наименование «Иерусалимских ассиз», или «Иерусалимского правового кодекса». С 1120 года с Наврузовской конференции или со съезда вассалов в Наврузе, этот костяк будет постоянно обрастать дополнительными правовыми тезисами, статьями. В конечном счете уже в XIII в. выльется в достаточно обширный документ «Ассизы Иерусалимского королевства».

Главная проблема, с которой столкнулись и Готфрид и его ближайшие наследники, это прежде всего проблема обороны границ христианских владений в условиях хронического ________ . Пилигримы заняли или «освободили» Иерусалим и прочие святые места, выполняя обет, данный святой церкви и непосредственно римскому папе. Поэтому после завершения похода в 1099 году большая их часть сочла бы справедливым возможность покинуть службу у иерусалимского короля и вернуться к себе на родину. Поэтому из 30 тысяч пилигримов, дошедших до Иерусалима летом 1099 года, примерно половина вернулась к себе в европейские страны.