Судьба этой Латинской империи. 1205 год, лето. Первые войны. Империя окажется в огненном полукольце, поскольку большая часть православных владений бывшей Византийской империи не захотят признавать Болдуина своим новым государем. Более того, один из этих Балканских династов, болгарский царь Иван Калоян выступит главным претендентом на роль реставратора и восстановителя Византийской империи.
1205 год – знаменитая и несчастная для латинян битва под Адрианополем.
Болдуин Фландерский попадает в плен. С этого момента о Латинской империи на Балканах можно вести речь постольку поскольку сам Константинополь еще находится в руках у европейских пилигримов. Пройдет 50 лет, в 1261 году греки возвращают себе назад Константинополь. Византийская империя будет восстановлена в качестве бледной тени бывшей империи. Она протянет до середины XV века.
Еще раз подчеркну: в глазах европейского общества, латинского христианства поход на Константинополь и взятие его отнюдь не противоречит главной миссии. Это задача равноценная главной миссии: консолидация христианского мира и освобождение гроба Господня.
XIII век. Следует еще несколько акций европейских пилигримов, еще несколько крупных военных экспедиций. Одна из них в 1228 году увенчается успехом. Новый император Священной Римской империи Фридрих 2 без пролития христианской крови во время личных переговоров с мусульманскими правителями фактически договорился о мирном возвращении Иерусалима и прочих святых мест в руки христиан. Настоящее чудо. Но этим чудом не сумели воспользоваться. Иерусалимское королевство напоминает фактически лишь руины прежней организации, постоянные смуты, анархия, междоусобицы.
В итоге в 1244 году теперь уже навсегда мусульмане становятся хозяевами Иерусалима.
Далее следуют еще несколько крупных походов. Героем этих двух последних экспедиций становится французский государь Людовик 9 Святой, самый популярный король Франции в средние века, и самый известный представитель франц. королевского дома и поныне. Он в 1248 и 1249 году становится инициатором этих двух крестовых походов. Оба раза неудачно. Первый раз удар пришелся по Египту, не смогли овладеть крепостью _____етта. Большая часть королевского войска осталась лежать у стен города, а сам король угодил в плен. 2 года тянулся процесс выкупа. Французским подданным и папе пришлось раскошелиться.
В конце 1260-х годов – последняя экспедиция. Высадка в Тунис.
Фрустрирование. В средневековой традиции погребение важных персон по тому стандарту, который привычен для нас, в средние века начался только в XV-XVI веке. Гроб появится только тогда. До этого погребали без гроба. Покойника делили на части. Таким образом совершался обряд отделения костей от тела. Покойника отваривали в течение нескольких часов в кипятке. Тело бальзамировали в специальный контейнер, чаще всего в кожаный мешок.
С этой традицией мы можем столкнуться и позже. Когда покойник мог в знак преданности церкви завещать упокоить сердце в сосуде и помещен в храме. А останки упокоить в другом месте.
Культура бальзамирования оформится только лишь в XVII веке. И качественное бальзамирование было свойственно только определенным школам. Качественные медики были большой редкостью.
Есть исследование на эту тему Филипп Аньез «Человек перед лицом смерти» Москва, 1992 год.
Крестовые экспедиции на восток окончились неудачей. Западный мир не смог оставить за собой Иерусалим. Но это не значит, что была исчерпана сама идея паломничества на Ближний Восток, и вообще идея крестовой миссии. Это очень важно отметить.
В 1291 году христиане теряют на Ближнем Востоке последний континентальны пункт крепость Акра. Резиденция иерусалимского короля переносится на остров Кипр. Резиденции крупнейших духовно-рыцарских братств на острова Греческого архипелага.
Прекращение военной активности христианского запада на Ближнем Востоке не означает прекращения паломничества. Это очень важно отметить.
В начале XIV века в Святую землю направятся новые толпы паломников. Однако пилигримы уже не вооруженные. Они идут с целью приобщения к святыням. Поэтому говорить о том, что крестовые походы закончили свою историю в конце XIII века можно только лишь применимо к военной ипостаси этих походов. А традиция паломничества будет продолжена.
Крестовые походы по периметру границ христианского мира
Мы должны иметь в виду мощную активность в XII-XIII вв. в двух направлениях. Это северо-восток Европы, Балтийский регион, и юго-запад Европы, Пиренейский полуостров.
Северо-восток Европы. Здесь крестовая миссия опиралась на 3 условных центра. Это королевство Швеция, королевство Дания, северная Германия, прежде всего крупный балтийский немецкий город_(Мариенбург?) .
Направление и ход крестовой миссии. Швеции принадлежит первенство в христианизации Финляндии. К концу XIII века большая часть Финляндии примет крещение.
В землях северной Карелии шведские католические миссионеры натолкнуться на православных миссионеров. В известном смысле северная Карелия станет своеобразным конфессиональным рубежом в истории северной Европы.
Важнейшие вехи в истории шведской крестовой миссии: это основание Выборга, конец XIII века и основание крепости Ландскрона, там где сейчас находится Охтинский завод.
Река Нева в известной степени может выступать конфессиональным рубежом, если мы учтем, что большая часть карелов, живших на территории Карельского перешейка, позже примет католическое исповедание, а финно-угры, жившие по южному берегу Невы, прежде всего ижоры и _______ примут православие.
Датская крестовая миссия. Датчанам принадлежит первенство в христианизации северной Эстляндии, нынешней Эстонии. Ключевая дата 1219 год. Король Вольдемар Аттердаг основал Ревель (Таллинн). Эта экспедиция будет обставлена целым циклом христианским легенд, одна из которых гласит якобы на 3-й день битвы с язычниками Эстеля с неба на землю рухнуло крестное полотнище.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.