Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 11

Как считает французский историк, Римская цивилизация закончила свое существование. Катастрофа под Адрианополем. Это конец военного института, который до последнего времени был гордостью Рима. Тот институт, который должны был олицетворять мощь римской традиции и мощь Римской империи.

Однако, не все согласны с этим утверждением. Будут еще государственные реформы, попытка реформировать армию. Но ясно одно, что 378 год ознаменовал собой 2 характерных процесса: мир варварский явно доминирует над тем, что пыталось ему противостоять. И Рим под своими штандартами выставляет тех же самых варваров, которые сражаются теперь против своих же соплеменников. Можно привести множество примеров такого варварского военачалия в римских войсках.

Самый яркий это Вандал Стиликон (?), начало V века, который своими легионами пытается сдержать готский напор на севере Италии. Для него традиции римской сенаторской аристократии – пустой звук, как для Аларлиха, Аттилы и многих других.

Таково состояние вертикали.

Горизонталь. Структура территориального, регионального управления. Обычно историки любят обозначать все многообразие сложности процессов, которые протекали в рамках этих _______ одной фразой: локализация общественной жизни.

Фернан Лот (?) в начале XX века одним из первых произнесет этот термин, который потом найдет хождение на страницах ученых штудий.

Локализация общественной жизни – что это значит? Что Римская империя все больше крошилась на массу больших и малых образований. Историки это именуют термином дисперсия, или распад, раздробленность.

Император Домициан, III век. Последние усилия сцепить эту желеобразную массу, которая расползается на отдельные куски, спаять громадные части громадной империи. Император Домициан делит империю на Восточную и Западную части. Позже появляются префектуры, позже появляются геоцезы, которые знаменуют фактически полную регионализацию жизни Римской империи.

С III века можно говорить о рождении двух половин Римской империи. Это вполне логично. Домициан ничего не мог поделать с естественным ходом истории. Невозможно было больше эффективно управлять огромными просторами в условиях экономического и демографического кризиса.

Каков был процесс этой локализации общественной жизни? Центры перемещаются из общего центра, с Апеннинского полуострова. Центры общественной жизни сосредотачиваются в отдельных провинциальных факториях (?). Даже в рамках отдельных провинций, диоцезов, мы видим настоящее мозаичное полотно. Мозаику образуют крупные поместья, крупные латифундии. Они – опора и защита местных интересов, местного населения, и точка приложения усилий местных владетелей, местных магнатов.

Меняется терминология. Латынь последних столетий IV-V веков уже знает такие термины как магнат – могущественный или большой, знает специфические термины как территория или масса. Речь уже не идет о провинциях или диоцезах, речь идет об отдельных островках частных владений.

Что значит латифундия, что значит частное поместье? Это прежде всего собственная вооруженная сила, это самое главное. Не важно кто владеет землей, важно, что у этого человека есть сила. И с этой силой вынужден считаться император и провинциальное начальство. Зачем нужна эта сила? Прежде всего, для того, чтобы укрепить свою собственную власть, и чтобы отбиться в период лихолетья от соседей или от непрошенных гостей, типа варваров.

Социальный профиль латифундистов и их вооруженной свиты. Это зеркальное отражение того, что было в Риме на вершине и у подножия римского престола во II-III вв. Латифундисты – это не представители старой аристократии, наоборот, это люди, предки которых терялись в толще местного этноса, подчас это были сами варвары, которым даровали поместья, земли в рамках римских границ и провинций. Вооруженная свита – это всякого рода сброд в полном смысле этого слова, начиная от голодных мужиков, пришедших из соседних разоренных городов, которые в поисках куска хлеба были ______ на землю, заканчивая посаженными на землю рабами, заканчивая местными жителями – вилланами (?).

В исторической науке звучит громкое название колон. Кто такой колон? Колонат – это скорее всего рабочее название, это гипотеза. В любом случае, буквально транскрибировать этот институт в качестве ведущего на территории провинций совершенно бессмысленно. Можно иметь в виду только лишь самое главное в этом институте. Колонат – это люди, помещенные на землю. Происхождение этих колонов далеко не равное. Это люди с большой дороги, это обездоленные, те, которые добровольно подвизались на службе у того или иного монарха.

Источники не в силах обозначить их иным образом, кроме как буциларии (?), буквально: нахлебники. Это тот сброд, который столуется при своем господине, и господин командует этим сбродом на правах сильного.

Хозяйственно-культурная жизнь вращается вокруг таких латифундий. Рядом с усадьбой, начиная с IV века появляется ___пелла. Благо что наступает христианская эпоха. Латифундия превращается и в центр духовной и церковной жизни. Тут же представлен аграрный сектор, плоды достижения сельского хозяйства.

Вновь перспектива в Средние века. Средние века – это сельский мир. Это мир больших и малых поместий, мир больших и малых частных интересов. Истоки этого мира несомненно идут во II, III, IV веках. Средние века с военной точки зрения это господство человека в седле. Вплоть до эпохи Возрождения, до XV-XVI веков, пехота будет выступать придатком всех средневековых военных конструкций.

Дворянство, рыцарство – человек в седле. Это не просто античная профессия, это варварский рудимент, это влияние варварской традиции на античную культуру.

Римская империя в последние века своего существования. Можно ли говорить об упадке классических античных учреждений? Да. Империя насыщается совсем другим содержанием. Империя, которая потом даст дыхание жизни новому варварскому миру.

Тщетно римские императоры пытались заклясть олимпийских богов. Изуверившись в их силе, они уверовали в Бога христиан. Со времен святого Константина, с начала IV века, на щитах римских легионеров монограмма креста.