Завершая обзор, связанный с историей церкви, отметим: каролингская эпоха, эпоха Карла Великого это формирование основ церковной культуры и церковной структуры. По большому счету к VIII веку западная латинская церковь предстанет во всех своих главных основных базовых элементах, которые позже, не претерпев существенных изменений, просуществуют фактически до позднего средневековья, до века реформации, до XVI века.
Отметим общий идейный покров этой ранней истории христианства. Он заключается в главной концепции старшинства церкви над светской властью, старшинства римской епископии над любой монархической властью на западе. Старшинство, которое основывалось на библейском материале, на библейском тексте, материале христианской традиции.
Историки иногда именуют эту концепцию августинской традицией, по имени одного из отцов западного христианства, блаженного Августина. Эта концепция нашла воплощение в пересказе, в тексте «О двух мечах». Меч светской власти должен контролировать мир подданных, меч духовной власти должен постоянно возвышаться над регалиями власти светской монархической. Монарх, светская власть – могут состояться лишь в лоне церкви как члены церкви, как участники громадного сообщества христиан.
В этом заключалось принципиальное важнейшее отличие западной традиции от восточной, западной христианской монархической культуры от восточной. Восточная идея, которая провозглашала божественность имперской власти, божественность монархических институтов, и соответственно старшинство светских структур над миром духовным. Этот момент основополагающий, и не учитывая его нам было бы сложно понять перипетии духовной борьбы, истории запада зрелого средневековья, XI, XII, XIII веков.
Светское общество. Карл Великий и его подданные. По большому свету этот мир мирян в VIII в. мало чем отличался от своих протообразцов двух-трех столетней давности. Что это значит? Основы королевской власти Карла покоились на тех же принципах, что и власть Хлодвига, и бесчисленного сонмища всех прочих Меровингский властителей. Это прежде всего персональная личная власть монарха, которая в силу своей харизмы, военного подвижничества и военного счастья в состоянии контролировать своих подданных, в состоянии выполнять свои эдикты, свои указы, и тем самым мобилизовывать силы общества вокруг своей короны, вокруг себя. Лучше всего это найдет воплощение в войнах Карла. Полвека его правления это почти полвека непрерывных войн, непрерывных побед, с которыми он предстанет на страницах не только французского, но и европейского героического эпоса более поздних столетий.
Если посмотреть под лупой на организацию этого социального мира в провинции, то мы увидим также почти полное тождество с прототипами многовековой давности. Это отдельные крупные династы, отдельные крупные могущественные семьи, которые контролировали провинциальную жизнь, и которые в силу персонального подданства монарху осуществляли от его имени управление подвластными землями. Большая часть земельной собственности принадлежит этим династиям, этим семьям на правах безусловной собственности. Это родовая собственность, это вотчина, то что в германской традиции именуется аллодом. Эта собственность во многих поколениях срастается с землей, это, если хотите, генетическое наследование. Управление же этими территориями фактически дублирует вертикаль королевской власти.
Здесь свои начальники, свои графы и их заместители, вице-графы, здесь свои судебные приставы, здесь своя присяга на верность, тот свой мир, который за много веков сращивается и связывается с правящей семьей. В этом была сила и слабость империи, сила и слабость королевства франков, империи Карла Великого. Сила, которая заключалась в том, что на основе персональной преданности и верности Карл мог окружать себя крупными династами, он был первым среди множества одинаковых добродетельных и знатных семейств и кланов.
Слабость же в том, что если на смену Карлу придет наследник более слабый, харизматично менее состоятельный, эти кланы и эти территории сразу же начнут отваливаться от центра Франкской державы.
Это необходимость и во многом трудная необходимость времени Каролингской эпохи. Какой выход из этой ситуации и кому даны инструменты и потенциальные возможности королевской власти усилить свое влияние, попытаться более прочно скрепить _______ своего авторитета, более прочно привязать провинции к центру? Одним из таких выходов становится формализация персональных связей, более тесная персональная привязка, которая находит выражение в рождении так называемого «феодального» права – термин очень плохой и путанный, проблемный, или иначе верного права.
Верное право, от немецкого термина _феод (?), что означает служебное держание, кусок земли, дарованный за службу.
_______королевская власть пытается привязать различные владения своих вассалов, расположенные на разном удалении от своих центров к монархической короне за счет обязательств верной службы. Эти обязательства позволяют королю рассматривать себя верховным собственником всей имперской земли, всего королевства. Его подданные, прежде всего крупные магнаты фигурируют при этом в качестве ленников короны. Так начинает рождаться так называемое феодальное и ленное право. Процесс очень сложный, очень длительный. Мы не в состоянии обозначить стартовую точку в этом движении, когда впервые встречаем акты земельных жалований короля своим подданным взамен за заслуги. Считается и долгое время считалось, что мощный толчок в этом направлении был сделан первыми Каролингами в 1-й пол. VIII века, когда герой в противостоянии с арабами, маврами, Карл Мартелл (Молот), пытаясь создать конное ополчение, нарезал из королевских земель множество земельных участков, которые в качестве кормления были дарованы этим конным дружинникам, конным боевым слугам, из которых позже будет создано германское конное ополчение.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.