Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 50

Считается, что вторым по счету станет орден или братство Храмовников (от слова храм). В первой четверти XII века, как гласит легенда, группа бургундских рыцарей во главе с Уго Дефайном, видя сколь небезопасно паломничество в святую землю, и видя сколь слабо иерусалимские монархи контролируют внутренние земли, решают посвятить себя задачам защиты паломников. И спустя несколько лет, в 1120- годы XII века по ходатайству одного из крупнейших проповедников запада XII века святого Бернара Клеровоского, эти рыцари получают орденский статут. Так формируется братство воинов Соломонова Храма, поскольку первая резиденция членов этого ордена располагалась там, где согласно традиции когда-то возвышался Храм царя Соломона, по латыни темплюм, следовательно тамплиеры. Тамплиеры, рыцари Соломонова Храма. В отличие от Госпитальеров, в отличие от Иоаннитов, храмовники с самого начала боевой орден, боевая организация. Структуры его подчинены исключительно военным интересам.

Что общего для двух вышеназванных орденов? Прежде всего, структура организации. 3 класса:

1) Непосредственно полноправные рыцари, это верхушка и элита. Какова численность? В лучшем случае в конце XII века членов орденов насчитывалось порядка 500-600 воинов, действующих на территории Иерусалимского королевства.

2) Класс сержантов. Если рыцари были добровольцы из знати, из общественной элиты, которые решили дать обет и посвятить себя служению, то сержанты это преимущественно уроженцы поселений, городов, они выполняли функцию младших командиров, младших воинских начальников.

3) Класс клириков. Непосредственно священники, которые справляют богослужения, отправляют мессу, таким образом реализуют орденские религиозные требования.

Сами рыцари дают классический обет европейского монаха XII века. Это обет послушания, нестяжательства и безбрачия. К этому добавляется еще обет, чаще всего нефиксированный письменно, это обет защиты святой церкви и подданных святой церкви.

На стыке XII-XIII веков появится еще одна орденская организация.

Эта третья организация будет выступать с самого начала достаточно локальной, достаточно ограниченной. Причем даже по национальному признаку. Речь идет о немецком воинском братстве, которое сформируется под занавес XII века в ходе так называемого 3-го Крестового похода. В городе Антиохия издавна имелась часовня Девы Марии, которой обычно поклонялись немецкие пилигримы, прибывающие с континента. Здесь они приносили дары, здесь же был госпиталь. Для защиты этих паломников из земель Священной империи в конце XII века возникнет товарищество, орден святой Девы Марии Немецкой. В латинской транскрипции... тавтоникоум.

Легенда гласит, что учредителем этого ордена был старший сын императора Фридриха Барбароссы, Фридрих Швабский. Отправившись вместе с отцом в ходе 3 Крестового похода, после гибели отца возглавил весь немецкий контингент, шедший на восток. Герцог Швабский распорядится бренные останки отца от костей. Тело будет отвезено обратно в Германию, а кости зашиты в кожаный мешок. И  Фридрих Швабский упокоит останки своего отца непосредственно под плитами этой Антиохийской часовни. Произойдет это около 1191 года.

Фридрих Швабский считается основателем немецкого орденского братства. Это орденское братство с самого начала находилось под покровительством двух властей: императора Священной Римской империи и римского папы. Вас не должен удивлять черный двухглавый орел, символ Священной Римской империи на плащах этих рыцарей, как одна из ипостасей ленного вассального сюзеренитета.

Проблематика этих орденов. Следует предположить, что европейская христианская традиция знает обилие крестной символики, обилие крестной проблематики. В разное время она обогащалась по-разному. Это отразиться и на форме самого креста. Крест по средневековой заповеди имел разные формы, и разный смысловой оттенок вкладывался в эти формы.

Есть прямой латинский крест это символ католической церкви, символ католической конфессии и принадлежности к ней.

Есть крест восточный, со скошенными перекладинами. Этих перекладин может быть несколько. В европейской традиции кресты такой формы тоже появятся, но в несколько ином варианте – нижняя перекладина прямая. Иногда она тоже дополнятся новыми элементами.

Прямой латинский крест с добавлением нижних перекладин – это лотарингский крест. С XII века крест такой формы как правило носили уроженцы Лотарингии, т.е. те пилигримы, которые отправлялись на восток проливать кровь непосредственно из земель Лотарингии.

Есть косой крест, иначе именуется Андреевским крестом, иначе Бургундским крестом. Апостол Андрей был распят на кресте такой формы. Святой Андрей в средние века был покровителем Бургундии. Петр 1 Великий, гостив у шотландских католиков, увидел такой крест, он ему очень понравился, поэтому он, переиначив его, привез в Россию. У шотландских католиков он белый на голубом фоне. У нас он синий на белом фоне.

Крест с расцветшими лепестками, утолщенными кончиками. Это особый крест, с которым связывалась особая традиция христианского запада. Это Осифлянский крест. Евангельская традиция: на 3-й день после распятий Спасителя к его древу подошел Иосиф ________, случайно коснулся своим посохом, и увидел, что этот посох чудесным образом расцвет в его руках. Крест такой формы – воплощение традиции креста животворящего, дарующего жизнь. В эпоху Клюни, религиозного возрождения в XI-XIII вв. эта символика обретала особый смысл.

Это диалектика учения о Христе, это амбивалентность(двойственность?) креста и крестной функции. Есть крест разящий, им поражаю врагов Христовых. … рубил железным крестом летом 1097 года. И крест животворящий, дарующий жизнь и исцеление всем верующим.

Именно такой крест появится в XII в. на плащах представителей всех орденских братств, всех 3-х орденов, организованных и сложившихся в святой земле и в Палестине. Цветовая гамма различна. Но она повторяется и содержит в себе строго определенный набор цветов: белый, красный, зеленый, черный.