Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 57

Успешное также продвижение португальцев. Средневековая история Португалии очень бедна на династии. Фактически за 6-вековую средневековую историю королевства она познает лишь 2 царственных дома. Это Бургундский дом, основанный Афонсу Энрикешем в начале XII века и Ависский дом с конца XIV века.

2 ключевые даты маркируют успех португальской Реконкисты.

1136 год и 1147 год.

1136 год битва у местечка Орики. Первая крупная победа Афонсу Энрикеша. Среди трофеев 5 мусульманских эмиров. По числу этих эмиров красуется 5 щитов на гербе Португалии.

1147 год совпадает с началом 2-й Ближневосточной крестовой экспедиции, когда отряды пилигримов, предводительствуемые Людовиком Французским и Конрадом немецким отправились осаждать Дамаск. В ходе этой экспедиции другие отряды крестоносцев из Англии, Фландрии, Нормандии помогали португальцам. Эта экспедиция для португальцев будет иметь решающее значение. Летом 1147 года будет взят Лиссабон.

Лиссабон с этого момента – морские ворота Португалии. Крепость святого Георга – главная резиденция португальских королей, начиная с Бургундского дома.

К концу XII века Португалия достигнет своих естественных границ. На юге - побережье _______, на западе и севере Атлантика.

Последний осколок мавританского владычества на юге Пиренейского владычества, так называемый Гранадский эмират, погибнет в конце XV века уже после объединения Кастилии и Арагона в единое Испанское королевство. 1492 год.

У нас нет времени подробно останавливаться на общественном укладе, на социальных структурах Пиренейских королевств. Поэтому в самых общих чертах.

В ходе Реконкисты сложилась уникальная пиренейская модель общественной и христианской организации. Она основывалась на 2-х основных компонентах. Город фактически оставался не затронут этой Реконкистой, поскольку в городе изначально имелся весьма незначительный мусульманский элемент. В городах проживало очень много как крещеных мавров, так и христиан, принявших магометанство. А сельская территория особенно в первые столетия Реконкисты, организовывалась по колониальному образцу. Поэтому можно провести параллели между организацией Кастилии и Арагона и организацией немецкого ордена в Прибалтике. Опора следует на изначальные базовые ячейки, замоковые округа, которые подчиняются местным графам, а графы замыкаются на короля.

Социальная структура пиренейского христианского общества почти повсеместно соответствовала 3-х частной композиции:

высшая элита, знать, которая в ходе реконкисты умножает свои личные родовые владения, это аллодиальная знать, владельцы крупных аллодов;

идальго, мелко-поместные дворяне, они сродни служащим Франции и Германии XII-XIII веков;

сословие горожан.

Вплоть до XV века удельный вес городских общин крайне невелик и серьезным образом не сказывается ни на политическом климате, ни на социальных структурах.

Положение резко изменяется с конца XV века по мере увеличения торговой активности как в прибрежной полосе, так и в рамках межрегионального обмена между отдельными территориями.

Пиренейская Реконкиста будет знать свои, локальные духовно-рыцарские братства, к числу которых отнесем 3 ордена. 2 кастильских и 1 португальский.

Братство святого Иакова Кампостельского, апостола и крестителя Испании, небесного покровителя Испании. Специально для охраны его гробницы а местечке Кампостелла в XI в. сложится первое боевое товарищество, которое в XII в. получит орденский статус.

Орден защитников крепости Калатрава. Крепость расположена в предгориях Астурийских гор. Крепость несколько раз переходила из рук в руки в ходе Реконкисты, осталась у христиан. Имела важное стратегическое значение, прежде всего как крепость, расположенная на пути традиционного паломничества из северо-восточных земель Пиренейского полуострова на запад к гробнице святого Иакова. По образцу Кампостельского товарищества здесь в XII в. складывается свое боевое братство.

Состав абсолютно интернациональный. Французы, уроженцы Пиренейского полуострова, англичане, фламандцы, но в основном уроженцы Средиземноморских стран.

Португальский орден это орден Иисуса Христа. Согласно легенде, он учрежден первым королем Бургундского дома Альфонсо Энрикешем. Статут он получит позже. Деятельность его будет носить исключительно локальный характер. Это командорства, провинции, приоратства, расположенные и разбросанные в основном по землям португальской ….

Мы заканчиваем тему, связанную с крестовой экспансии.

Анализ структур европейского христианского мира, европейского общества

в XI-XIII вв., в эпоху средневекового зенита общества

Вводное замечание. Клюнийская реформа в X-XI вв. приведет к созданию эффекта внутреннего монолита, когда европейский христианский мир в эпоху крестовых походов выглядит наиболее сплоченным, наиболее мощным, наиболее сцементированным. Именно крестовые походы сами по себе стали своего рода внешней рефлексией на это внутреннее единство. Это следствие внутренней консолидации, это естественный закон, закон общественного развития, который гласит: внутренне спаянное и скрепленное общество стремится прежде всего расширить свои границы. Крестовое явление выступает образцом действенности подобного закона.

Вместе с тем Клюнийская реформа и религиозное возрождение создали предпосылки классической средневековой стратификации общества. Отдельные категории населения были вмонтированы в общую иерархию, представления о которой сложились в XI-XII вв. Иными словами. XI-XII век это окончательное складывание базовой иерархии средневекового европейского общества. Клюнийские монахи, проповедники реформы  в X-XI вв. видели перед собой образец общественной жизни, который основывался только лишь на одной страте. Есть мир духовенства, мир церкви и мир мирян. То, что внутри мирского сословия, имеет второстепенное значение, поскольку церкви принадлежат все бразды реального правления в этом мире.