Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 65

Итоги. Меняли ли все эти процессы природу королевской власти и природу средневекового общества? Нет. Монархия и институт монархического управления целиком и полностью были основаны на семейном праве короля. Были интегрированы в родовое семейное право, были подвержены принципам семейных отношений. Поэтому говорить о том, что в средние века, в XII-XIII вв., возникнет так называемое протосовременное государство, так говорить нельзя. Не было гражданского общества. Общество было представлено лишь отдельными сословными чинами. Не было общегражданского права. Власть была неотторжима от общесемейных и родовых принципов. Поэтому говорить о том, что Киевская Русь – это государство, или Галицко-Волынская земля – это государство, или Бургундское герцогство в XV в. – это государство или же Королевство Франция в XIII в. – это государство, это полная чушь. Это не государственное образование. Это лишь совокупность определенных мотивов, определенных статусов, которые абсолютно не имеют ничего общество не с принципами современного государственного суверенитета, не с принципами современного разделения функций, отделения общества от государства.

РЫЦАРСТВО И ДВОРЯНСТВО. Формирование сословия

и сословной культуры

В вашем списке литературы много книг, посвященных рыцарству, проблеме генезиса.

Филипп Беншан (Клиншан) «Рыцарство», очень хорошая книга. Разбирает все главные моменты рыцарской культуры. Кто такое рыцарство, откуда взялось, главные теории происхождения.

Франко Кардини «Истоки средневекового рыцарства» популярная книга. Главный тезис: рыцарство – порождение азиатско-варварской традиции, восходит к традициям кочевых этносов. Это традиция культуры всадника. Человек верхом на лошади. Обзор заканчивается X-XI веком. Как на культуру кочующих народов накладывается чисто христианское представление.

Жан Флори «Идеология меча». Начинается с X века. Акцентирует внимание на христианской ипостаси рыцарства. Классическая модель европейского рыцаря – это модель, порожденная крестовыми походами. Изд. Евразия, СПб, 1999.

Морис Хинк «Рыцарство». Обо всем понемногу. О теориях происхождения конного воина, конного христианского воина. Что такое геральдика, статус, турниры и т.д. Серьезное исследование.

Момент первый. Европейское рыцарство и дворянство – это порождение аграрных, сельских условий жизни. Во всех странах, кроме Италии. В Италии знать с рубежа XI-XII веков концентрируется в городах. Итальянское дворянство станет городским дворянством.

Вплоть до XIX века все основные и базовые циклы повседневности дворянина и рыцаря протекали в поместье, за пределами городских стен. Культура поместья и культура крестьянского двора всегда обладала гораздо большим сходством, нежели культура поместья и города. Это важно. Поэтому между дворянином и крестьянином всегда было больше общего, нежели между дворянином, христианином и горожанином. В этом отношении дворянство и рыцарство наиболее полно воплощало главную хозяйственную ипостась средневекового запада. Это мир аграрных отношений, который живет за счет доходов села.

Момент второй. Средневековое дворянство и средневековое рыцарство это продукт развития служебных отношений, продукт развития иерархии. До сих пор нет единой точки зрения по вопросу о том, где и когда впервые возникли люди, которые будут титуловаться именно как вооруженный всадник, где и когда к этим людям можно было прилагать понятие сословие, группа, класс. Этот процесс скорее всего был спонтанный, очень медленный, постепенный. Развивался он в недрах и Каролингской монархии и ранне-средневекой Франции, и ранне-средневекового Германского королевства.

Известно другое. Служебная основа. Все эти люди, которые буду именоваться рыцарями, выступали на службе у некой другой персоны. Это могла быть персона монарха, знатного человека, у которого в руках много земли, большая родовая собственность, власть. Это могли быть представителями и защитниками региональных интересов, кланов или интересов монархического престола.

В XII-XIII вв. можно говорить о формировании основ и рыцарского-дворянского сословия и рыцарско-дворянской культуры.

Говоря о формировании основ культуры, сначала оговоримся. Понятие дворянин в русском языке имеет несколько отличное, обособленное качество и значение, нежели понятие дворянин в европейской транскрипции. В европейских языках дворянин содержит несколько иной акцент. Это благородный, знатный человек. Этимологически это скорее социальный статус человека.

Правильнее сказать не дворянство, а знать. Слово «знать» лучше передает термин ….

Причина в разных способах и путях формирования этих сословных групп в России и в Европе. Российская модель, XVI-XVII век, и европейская модель.

В чем стержень европейской рыцарской и дворянской культуры, какие главные компоненты можно выделить? Основополагающие аспекты, из которых складывалось представление о знатности, благородстве, они имели долгую историю, каждый в отдельности и все они вместе. То, что я вам представлю, это некая идеальная типичная модель. Она характерна вообще для представления о знатности, о дворянстве, о рыцарской добродетельности для средневекового европейского человека. Это не что-то, возникшее в одночасье в XI-XII-XIII вв.

В основе европейской рыцарской дворянской культуры лежит сплав двух качеств, двух аспектов, двух сторон, культур. Первый момент – это культура германского воина, это традиции германской воинской доблести, основанные на строго индивидуальном качестве. Я своим подвигом, тем, что уложил в схватке противников, заслужил место быть в княжеской дружине, в дружине герцога, своего вождя. Я удостоился своим личным подвигом сидеть рядом со своим вождем. Это традиция индивидуального подвига в германской варварской культуре.

Второй аспект – христианская культура, традиция крестового подвижничества. Рыцарь – это не просто индивидуальный боец, не просто человек, который похваляется своей личной добродетелью. Эта добродетель ориентирована на защиту христианских ценностей. Это вторая ипостась рыцарства, второй базовый элемент рыцарской культуры, обозначится в Клюнийскую эпоху, и ярче всего будет представлен в XI-XII вв.