Перебросим мостик в Средние века. Представим себе свиту монарха и свиту магнатов в эпоху Раннего, Классического и Позднего Средневековья. Это прежде всего свита, связь которой с вождем, князем, герцогом, монархом, основывается на персональной преданности, на традициях личной преданности. Античная культура не знала этого. Античная культура – это прежде всего письменная культура, культура письменного права.
Сенат преображается, сенат в старом значении исчезает в Риме. II, III, IV века – это кончина старого римского сената эпохи Республики, эпохи Диктатуры, эпохи Цезаря. Сенат – это в основном представители воинской знати, это региональные лидеры, а чаще всего о сенате вообще не говорят. Иногда в латинских надписях III-IV-го веков сенат замещается другим термином юнипутис (?), буквально: юношество. Подразумевается свита императора. Эти связи персонального характера деформируют старую структуру римских учреждений, римского правления.
Возьму самое классическое учреждение для Рима, основу основ римской монархии, - армию. На примере армии мы увидим те самые характерные перемены, которые отражались в римском обществе в 1-е века. Римская армия это армия, эволюция и история которой укладывается между двумя датами. Две даты, которые символизируют тягчайшие катастрофы римской военной машины.
9 год. Легионы Квентилия Вара безнадежно застряли в чащобах Товтебургского леса, в северной Германии. Они были истреблены германскими племенами во главе с Арминием. Это первый удар по римской военной мощи.
378 год – второй и последний удар. Он отразил в себе состояние и римской военной машины и состояние римского общества в целом. Это катастрофа. Разгром римской армии императора Валента ,….
Что между ними? Тщетные отчаянные усилия римских императоров, римских принцепсов приспособиться к новым условиям и попытаться дать отпор варварской цивилизации. Классический Рим, Рим эпохи Республики, Рим бесчисленных лет триумфа Пунических войн, классическая античная цивилизация сама по себе – это боевая мощь пехоты, это доминирование пехотинца над человеком верхом на лошади. Это эпоха, когда пехота главенствует над кавалерией. Это эпоха легионов, центуриев, эпоха первых крупных военных трактатов, которые с пафосом высокой учености излагали принципы военной стратегии. Их было достаточно много. Рим был плодовит на военную мысль.
9 год показал неспособность в прежних координатах справиться античной военной цивилизации с миром варваров, с миром степи, с миром германских племен. С 9 года начинается характерная перестройка. Суть ее – лошадь пытались поставить рядом с пехотинцем, конницу пытались уравнять в правах с пехотой. И более того, с каждым новым столетием конница начинала преобладать над пехотой.
Крупнейшие рубежи, которые маркируют ход и процесс этой эволюции: эпоха Северов. Впервые начинают в массовом количестве вербовать в качестве наемников парфян, сирийцев, уроженцев Малой Азии в качестве искусных наездников.
После Марка Аврелия в изобилии в составе линейных римских войск появляются выходцы с Балканского полуострова. Это фракийцы, фригийцы, готы, аланы, варвары. Меняется окружение. Прошлый прославленный короткий римский меч, с которым римский солдат не знал себе равных в рукопашном бою, заменяется саблей. Сабля длинная и острая. В чем ее преимущество? Она позволяет рубить с плеча и причем верхом с седла. Это мини-революция.
Вторая мини-революция – появление латников. Латники – это изобретение не средних веков, а изобретение Античности. Латники – это кожаные панцири, увешанные железными бляхами, бронзовые и железные навершия, шлемы. Мы именуем это общим словом: тяжелая кавалерия, тяжелая конница. Она укомплектована из тех же самых варваров, которая пытается теперь противостоять тем варварам, которые стремятся прорваться внутрь Римской империи.
Наступает и кризис военной мысли . Был римский военный теоретик Вегеций. Он автор знаменитого сочинения о военном искусстве. Ему приписывают множество сказок, совершенство военной стратегии. Это ему приписывают со времен гуманистов, потому что гуманистическая военная стратегия XV-XVI веков строилась на __________ принципах в эпоху классического средневековья. Этот Вегеций с большим скепсисом говорит о ________ . Он говорит, что это все тщетно, что усилия уравнять в правах конницу и пехоту абсурдны, что гордость и надежда Рима – по-прежнему пехотные легионы. На самом деле, судя по всему, Вегеций ничего не понимал в военном искусстве. Он не понимал духа времени. В нем говорил дух старой сенаторской аристократии, которая никак не хотела распрощаться с прошлым.
Слова Вегеция – мостик в будущее. Донесение голландских офицеров из Бразилии в XVII в., которые жалуются на то, что туземцы воюют не по правилам, они прыгают с деревьев, стреляют из лука, вместо того, чтобы выйти в поле, построиться в правильную фалангу.
На Востоке будет то же самое, где цивилизованная Россия будет осваивать просторы нецивилизованной будущей Чукотской республики. Донесения казачьих есаулов с Дальнего Востока, что туземцы воюют не по правилам.
Они действительно воюют не по правилам, не так, как принято в оседлой цивилизации. В цивилизации развито чувство товарищества. Античности, оседлой цивилизации, противостояли совсем другие люди.
Август 378 года. Император Валент спешит на Фракийскую равнину. Он должен усмирить мятеж готских вождей. 9 августа 378 года разыгрывается последняя военная драма Римской империи. С самого начала все оборачивается против императора. Знаменитые римские маникулы (?) были зажаты варварской массой в железные тиски. Римляне даже не дали обнажить мечи, дело даже не дошло до рукопашной. Мятежные готы засыпали стрелами и растоптали копытами своих лошадей. Один за другим дезертируют офицеры. Что было с Валентом неизвестно. Тело императора не было найдено, считается, что он погиб.
Главный источник по этим годам Рима Марцелин (?).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.