Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 10

Перебросим мостик в Средние века. Представим себе  свиту монарха и свиту магнатов в эпоху Раннего, Классического и Позднего Средневековья. Это прежде всего свита, связь которой с вождем, князем, герцогом, монархом, основывается на персональной преданности, на традициях личной преданности. Античная культура не знала этого. Античная культура – это прежде всего письменная культура, культура письменного права.

Сенат преображается, сенат в старом значении исчезает в Риме. II, III, IV века – это кончина старого римского сената эпохи Республики, эпохи Диктатуры, эпохи Цезаря. Сенат – это в основном представители воинской знати, это региональные лидеры, а чаще всего о сенате вообще не говорят. Иногда в латинских надписях III-IV-го веков сенат замещается другим  термином юнипутис (?), буквально: юношество. Подразумевается свита императора. Эти связи персонального характера деформируют старую структуру римских учреждений, римского правления.

Возьму самое классическое учреждение для Рима, основу основ римской монархии, - армию. На примере армии мы увидим те самые характерные перемены, которые отражались в римском обществе в 1-е века. Римская армия это армия, эволюция и история которой укладывается между двумя датами. Две даты, которые символизируют тягчайшие катастрофы римской военной машины.

9 год. Легионы Квентилия Вара безнадежно застряли в чащобах Товтебургского леса, в северной Германии. Они были истреблены германскими племенами во главе с Арминием. Это первый удар по римской военной мощи.

378 год – второй и последний удар. Он отразил в себе состояние и римской военной машины и состояние римского общества в целом. Это катастрофа. Разгром римской армии императора Валента ,….

Что между ними? Тщетные отчаянные усилия римских императоров, римских принцепсов приспособиться к новым условиям и попытаться дать отпор варварской цивилизации. Классический Рим, Рим эпохи Республики, Рим бесчисленных лет триумфа Пунических войн, классическая античная цивилизация сама по себе – это боевая мощь пехоты, это доминирование пехотинца над человеком верхом на лошади. Это эпоха, когда пехота главенствует над кавалерией. Это эпоха легионов, центуриев, эпоха первых крупных военных трактатов, которые с пафосом высокой учености излагали принципы военной стратегии. Их было достаточно много. Рим был плодовит на военную мысль.

9 год показал неспособность в прежних координатах справиться античной военной цивилизации с миром варваров, с миром степи, с миром германских племен. С 9 года начинается характерная перестройка. Суть ее – лошадь пытались поставить рядом с пехотинцем, конницу пытались уравнять в правах с пехотой. И более того, с каждым новым столетием конница начинала преобладать над пехотой.

Крупнейшие рубежи, которые маркируют ход и процесс этой эволюции: эпоха Северов. Впервые начинают в массовом количестве вербовать в качестве наемников парфян, сирийцев, уроженцев Малой Азии в качестве искусных наездников.

После Марка Аврелия в изобилии в составе линейных римских войск появляются выходцы с Балканского полуострова. Это фракийцы, фригийцы, готы, аланы, варвары. Меняется окружение. Прошлый прославленный короткий римский меч, с которым римский солдат не знал себе равных в рукопашном бою, заменяется саблей. Сабля длинная и острая. В чем ее преимущество? Она позволяет рубить с плеча и причем верхом с седла. Это мини-революция.

Вторая мини-революция – появление латников. Латники – это изобретение не средних веков, а изобретение Античности. Латники – это кожаные панцири, увешанные железными бляхами, бронзовые и железные навершия, шлемы. Мы именуем это общим словом: тяжелая кавалерия, тяжелая конница. Она укомплектована из тех же самых варваров, которая пытается теперь противостоять тем варварам, которые стремятся прорваться внутрь Римской империи.

Наступает и кризис военной мысли . Был римский военный теоретик Вегеций. Он автор знаменитого сочинения о военном искусстве. Ему приписывают множество сказок, совершенство военной стратегии. Это ему приписывают со времен гуманистов, потому что гуманистическая военная стратегия XV-XVI веков строилась на __________ принципах в эпоху классического средневековья. Этот Вегеций с большим скепсисом говорит о ________ . Он говорит, что это все тщетно, что усилия уравнять в правах конницу и пехоту абсурдны, что гордость и надежда Рима – по-прежнему пехотные легионы. На самом деле, судя по всему, Вегеций ничего не понимал в военном искусстве. Он не понимал духа времени. В нем говорил дух старой сенаторской аристократии, которая никак не хотела распрощаться с прошлым.

Слова Вегеция – мостик в будущее. Донесение голландских офицеров из Бразилии в XVII в., которые жалуются на то, что туземцы воюют не по правилам, они прыгают с деревьев, стреляют из лука, вместо того, чтобы выйти в поле, построиться в правильную фалангу.

На Востоке будет то же самое, где цивилизованная Россия будет осваивать просторы нецивилизованной будущей Чукотской республики. Донесения казачьих есаулов с Дальнего Востока, что туземцы воюют не по правилам.

Они действительно воюют не по правилам, не так, как принято в оседлой цивилизации. В цивилизации развито чувство товарищества. Античности, оседлой цивилизации, противостояли совсем другие люди.

Август 378 года. Император Валент спешит на Фракийскую равнину. Он должен усмирить мятеж готских вождей. 9 августа 378 года разыгрывается последняя военная драма Римской империи. С самого начала все оборачивается против императора. Знаменитые римские маникулы (?) были зажаты варварской массой в железные тиски. Римляне даже не дали обнажить мечи, дело даже не дошло до рукопашной. Мятежные готы засыпали стрелами и растоптали копытами своих лошадей. Один за другим дезертируют офицеры. Что было с Валентом неизвестно. Тело императора не было найдено, считается, что он погиб.

Главный источник по этим годам Рима Марцелин (?).