Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 9

Основные артерии, это прежде всего связь между Востоком и Западом империи, связь между ближневосточными портами, городами и городами и портами Апеннинского полуострова. Сокровища Востока текут на Запад. Это приводит в состояние оживления римский государственный организм. Во II в. эти сокровища перестают поступать. Империя не в силах дальше триумфально шествовать по степям Парфии, Сирии, Малой Азии. Она не в силах дойти до Кавказского хребта, и вглубь северной Европы. Золото даков, Дакийского царства, привезенное Траяном в начале II века, станет последним подспорьем римского процветания.

С этого момента, с начала II века, можно говорить о том, что Римская экономическая система….

Возникнут новые формы, новые элементы, но самый главный важный нерв, традиционная связь фактически скончалась в начале II века.

Эпоха Марка Аврелия. 2-я пол. II века. Последняя эпоха благоденствия Рима, когда Рим ощущал себя в относительной безопасности на внешних границах и с точки зрения состояния организма внутри. После Марка Аврелия начинаются различные амплитуды колебаний, все это приводит к кризису III века н.э. как к еще большему кризису.

Это внешняя оболочка. Перейдем к политической социальной вертикали римской организации. Непрерывные войны с соседями, непрерывные плотные контакты с варварским миром, с миром неримским, приводят к проницаемости границ, к тому, что чужеродные этнические компоненты начинают все больше и больше преобладать в структурах римского общества, в том числе и в структурах римской политической организации.

Династии Северов – это уже не италийские императоры. В жилах этих династов течет уже не италийская кровь, это иберийские императоры, это императоры Балканского полуострова. Жены их сплошь сирийки, выходцы с востока. Это уже не латинский компонент.

В III в. мы видим уже настоящие варварские экспоненты, настоящих варварских представителей во главе империи. Каракалла и Максимин Фракиец – особенно ярко характеризуют эту тенденцию.

С Каракаллой связано предоставление римского гражданства всем подданным Римской империи. Это красивый жест, но он фиксировал важную тенденцию: Рим отказался от диктата одного этноса, он признал право этнических инородцев именоваться подданными римских императоров. Каракалла – большой любитель германцев. Его света состоит из германских воинов. Современники, особенно представители сенаторской аристократии, с большим скепсисом смотрели на этого выходца из северной Италии, на этого представителя фактически германского сообщества. Каракалла носил парик с белыми локонами на манер германских вождей. Щиты его воинов украшала солярная символика в подражание германской варварской традиции. Что больше всего бросалось в глаза, это то, что воины носили штаны. Явление штанов было вызвано природной необходимостью. Римские легионы, дислоцированные на Рейне, практиковали это убранство уже во II веке. Другое дело, что появление имперских телохранителей в Риме, облаченных в эти штаны, вызывало определенный диссонанс.

Максимин Фракиец – загадочная личность, но и личность во многом порочившая прежнюю традицию римских принцепсов. Он не стеснялся своего варварского происхождения. Его родители вообще не знали, что такое Рим. Максимин Фракиец  во всем подражал своим германским легионам. Он был избран императором целиком и полностью в согласии с той традицией инициации германского воина, о которой будет писать Тацит, один из наших главных источников по истории античных цивилизаций.

Советую внимательно почитать сочинения Тацита, Цезаря.

Он большую часть своего правления проведет за пределами Рима. Почему? Потому что его родной дом это воинский лагерь, легионеры, большей частью германцы, которые стояли на службе у Рима, и которые сражались с другими германцами, стоявшими по ту сторону дунайских и рейнских границ.

Сравнивая портреты вождей, мы в них находим больше германского, варварского, то о чем пишут Цезарь и Тацит, нежели элементы той «золотой традиции» эпохи Цезаря, Августа, эпохи Римской республики, римской диктатуры, римского принципата.

Отдельные институты, отдельные учреждения. Город Рим. В нем находится императорский дворец. Происходят любопытные лексические модификации. Если прежде дворец именовался палациум, как и полагается именоваться местопребыванию вождя или принцепса Римской империи, то теперь этот палациум именуется кастум, т.е. лагерь, воинство. Это не случайно. Императоры постоянно в разъездах, постоянно в легионах. И не потому что им это нравится, а в силу необходимости. Постоянные тревоги, отражение целого каскада ударов, которые сыпятся на границы Римской империи.

Перебросим маленький мостик в Средние века и увидим, что формы повседневности большинства европейских монархов и Раннего и Высокого и даже Позднего Средневековья это тоже кочевая жизнь. Это тоже не случайно. Чем чаще ездишь, чем чаще попадаешься на глаза своих подданных, тем больше гарантий, что тебя не забудут. Тем больше гарантий личным присутствием и персональной связью заявить о себе и подчеркнуть свою значимость.

Самое важное – связи между людьми. Связь уже устанавливается совершенно парадоксальная и немыслимая для классической, высококультурной и правовой античной цивилизации. Эта связь уже не столько правовая, нормированная кодексами, многочисленными декретами, инструкциями, эдиктами, это связь исключительно персональная, основанная на традициях личной преданности, для которой не нужно письменного доказательства и которая не восходит к пышным письменным памятникам античности. Это еще более важное, нежели сам варварский профиль последних римских императоров в последние века существования Империи.

Для Рима неписьменная правовая традиция – это нонсенс. Это то, что привнесено другим миром и другими связями, привнесено варварством. Личная преданность, личная связь не требует эдикта, декрета. Это связь между старшим и младшим. Старший – т.е. император. Персональные личные связи очень хорошо характеризуют перемены. Общество стало другим, управление стало другим. Теперь слушаются только сильного. Сильный способен заставить слушаться себя и подчиняться. Младшие – это его фактически младшие соратники. Его генералы и его военачальники в таких условиях – это младшие слуги.