Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 62

В основе еретических движений, т.е. движений нерелигиозного и нецерковного толка, направленных  за рамки организованного церковного быта, лежит главный критерий, все еретические секты Западной Европы практически во все времена, начиная с раннего средневековья и кончая эпохой барокко XVI-XVII столетиями, все они питались фактически одним представлением: возможность самостоятельно без посредничества церкви толковать Библию. Это главный лейтмотив всех еретических движений. Их было множество.

Библия как источник наших знаний о Боге, источник божественного закона, выступает главным аргументом у этих представителей еретических движений. Библию способен понять простой человек. И он способен понять и растолковать Богабез посредничества церкви.

Церковь постоянно оппонирует. И главный аргумент – Библию невозможно понять без посредничества церкви, ибо сама Библия полна формальных противоречий. Самое главное противоречие это противоречие между Ветхим и Новым Заветами. Между законом Моисея и словом Иисуса. Поэтому церковь постоянно настаивает не только на сохранении себя как института, но церковь призвана учить человека закону, который содержится в Писании. Без этого невозможно спастись, понять Бога и его закона.

Эти идеи в начале XVII века очень хорошо сформулировал один из отцов католической Реформации кардинал Роберто ________ , заявляя, что Библия для неподготовленного человека это набор лишь некой информации и не более того. Церковь призвана учить человека исходя из текста Библии.

А коль скоро не нужна посредническая миссия толкования Библии, соответственно не нужна церковная иерархия, поэтому большая часть еретических сект и движений запада была ориентирована именно на анти-иерархичную и анти-институционную деятельность. На деятельность, направленную против церкви, как института.

Что касается самих этих сект. Главные из них, самые влиятельные, возникнут еще на исходе XII века. В основном в труднодоступных горных массивах северной Италии и Южной Франции. Здесь возникнут и образуются 2 мощных внецерковных потока, 2 мощных внецерковных идеологии. Это ересь катаров – чистых, очистившихся, и ересь вальденсов, по имени главного Пьер Вальдо.

Именно эта ересь поразит прежде всего Тулузское графство на юге Франции. И на рубеже XII-XIII веков представит достаточно серьезную угрозу церковным институтам на южной оконечности Французской монархии.

Главным подвижником в борьбе с ересью Вальдо станет святой Доминик со своими проповедями в начале XIII века. В одиночку и с горстью своих соратников и единомышленников он начнет проповеди в южно-французских городах, прежде всего в Монпелье. Потребуется однако вооруженное вмешательство. И в 1220-х годах XIII века с вальденсами будет покончено вооруженным путем. Будет организован вооруженный поход на юг Франции. Это внутриевропейская крестовая направленность. Главным героем этого крестового похода станет граф Монпорский Симон (де Монфф). Он покончит с главными гнездами этой ереси на территории Тулузы. Затем королевская власть окончательно ликвидирует очаги этой Вальденской ереси.

Главная выдающаяся роль нищенствующих монашеских орденов заключалась в том, что теперь оппонентами самих еретиков выступали люди, у которых также как и у самих еретиков, не было ничего, они были бедны, они занимались только проповедью. У еретиков выбивалось главное оружие и главный аргумент в борьбе с церковью. Этим еретикам в лице доминиканцев и францисканцев противостояла такая же бедная церковь, которая учит и поучает только лишь словом.

Естественно, что церковная жизнь эпохи зрелого средневековья нуждалась в ярком, внушительном обрамлении, которое даст основную суть этого подъема религиозной жизни, этого возрождения духовности европейского запада в XII-XIII вв.

Точкой подъема, апофеозом стремлений средневекового запада XII-XIII веков следует считать ноябрь 1215 года, когда собрался 4-й Латеранский собор, который в своих канонах, постановлениях подытожил основные направления церковной жизни запада. Это самый большой и самый представительный собор в истории католического запада. Участниками его стало около 500 епископов и около 700 аббатов, настоятелей крупнейших европейских монастырей. На этом соборе будут присутствовать уполномоченные константинопольского греческого патриарха. Этот собор станет самым представительным форумом средневекового духовенства.

На соборе будет принято рекордно большое число канонов, постановлений, около 70. Эти каноны были обращены к 2-м главным ипостасям европейской жизни. С одной стороны они регламентировали впервые столь полно и всеобъемлюще внутрицерковную жизнь и внутрицерковные нормативы, с другой стороны собор впервые регламентировал практически все основные циклы повседневности мирянина. Рождение, крещение, бракосочетание, смертный час, похороны, погребение. Впервые в истории католического запада с религиозной точки зрения подверглись формальному, правовому воцерковлению практически все основные циклы повседневности человека.

Именно поэтому 1215 год обычно рассматривают зрелой датой христианизации запада. Это рубеж в процессе христианизации западного общества.

По порядку сословной общественной иерархии, которая оформилась в представлении европейской интеллектуальной элиты в XI-XII вв., на очереди структура монархической власти.

Средневековая монархия XII-XIII веков, основные характеристики,

основные институты.

Аспект 1. В XI-XIII вв. в зрелой стадии будет представлена средневековая монархическая идеология. Она покоилась на 2-х важнейших принципах. С одной стороны монарх - это династ, он первый среди множества других представителей знати. И как династ, как властитель, он избирается обществом. Под обществом подразумевается знать, т.е. те люди, которые лучше всего информированы о мирских добродетелях этого человека. Поэтому подавляющее большинство, а точнее все европейские монархические дома на протяжении всей средневековой истории - это избираемые чины, их избирают. Выбор (элекция) монарха при всей подчас формальной стороне самой процедуры совершается всегда. Выборы монарха - это непременный атрибут законности власти.