Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 4

2-я пол. XIX века – золотой век немецкой исторической науки. В Германии настоящий заповедник краеведения. Германия объединилась достаточно поздно. Это эпоха Бисмарка, железа и крови. Первое объединение Германии 1871 год. В Германии создается множество региональных научных обществ, самое крупное из которых приступило к публикации средневековых памятников. Это школа, так называемого, Геттингенского университета. Усилиями исследователей началась публикация средневековых материалов под названием «Памятники истории Германии». Под Германией понималась не территория Германии, а прежде всего германский мир, пришедший на смену миру античному. Впервые были опубликованы важнейшие документы периода эпохи Карла Великого, в том числе документы по истории церкви. Серия не окончена до сих пор, она продолжает издаваться. Это очень важная серия для медиевистов. Немецкие историки с конца XIX века….

Франция и Германия, в меньшей степени Англия пытаются идти в ногу с временем .

Итак на рубеже XIX-XX веков реабилитация средневековья идет под знаком реабилитации политического прошлого. Средние века – это колыбель современной государственности, это колыбель современной правовой культуры. Поэтому большинство европейских историков уделяла колоссальное внимание истории средних веков.

Наступает XX век. В плане медиевистики он начинается с 1914 года. Это роковая дата – 1 Мировая война. Ее «заслуга» – она сумела погрести под своими руинами миф о сильной национальной государственности. По итогам 1-й мировой войны прекратили свое существование последние крупнейшие супер империи Европы. Не стало Германской империи Гогенцоллернов, не стало Австро-Венгерской монархии Габсбургов. Начался закат Британской колониальной империи. Европейское общество впервые испытало шок от гибели прежних иллюзий, точно так же, как за 100 лет до этого пришлось испытать шок от гибели старого монархического мира под воздействием идей Французской революции.

На полях войны погибли носители традиционного мира. Лучшие представители дворянства, офицерства, которые свято верили, что они сражаются за интересы национальной государственности. По законам социологии истребление элиты означает истребление старой мифологемы, старой сказки о государстве. В 20-30-е годы в межвоенные годы Европа оказалась вторично на стадии переосмысления своего прошлого. Национальная государственность испытала первый серьезный удар, шок. Она попыталась взять реванш на почве тотальной государственности. Эта тотальная государственность возникла на базе единой идеологии, и в межвоенную эпоху мы видим последний взлет этой тотальной государственности: нацистская Германия и большевистская Россия, это 2 полюса, 2 последних аккумулятора государственных идей, мифа этой государственности. Историческая общественность переосмысляет все эти проблемы, потрясения. Ответ на эти неудачи в межвоенные годы впервые заявляет о себе историческая социология. Истоки ее ищут в конце XIX века.

Нас будут интересовать исторки-социологии. Социология – наука о человеке, о человеческих связях в ближнем радиусе общения, в дальнем радиусе, как эти связи влияют на него, и как человек влияет обратно на этот окружающий мир.

Историческая социология – та же методика, но перекинутая в прошлое.

В чем новшество? Впервые о прошлом, и в том числе о средневековом прошлом заговорили не в политических координатах, не как о прошлом отдельных крупных государств, институтов, структур, а заговорили о прошлом, как о прошлом отдельных людей. Точка зрения самих этих людей на текущую историю. Попытка увидеть в этих людях некое объяснение феномену прошлого. Что это значит? До этого говорили о дворах, о монархах, о революциях, о политическом развитии и т.д., а теперь стали говорить об отдельных людях, об отдельных общественных группах.

Начало социальной истории, ее открытие – начало XX века, 20-30е годы.

Имена: социология как наука родилась во Франции (так считается), причастность к ней имеют и немецкие социологии. Самая известная личность среди австро-немецких социологов тех лет Отто Брунер. Работал в середине 30-х – конце 40-х годов.

Что говорили историки-социологи о средневековом прошлом? Предлагали прежде всего отказаться от чересчур модернистской терминологии, которыми обычно грешили современники пытаясь объяснить и наименовать события прошлого. Историки-социологии считают, что термины-определения должны соответствовать реальному прошлому. Когда мы говорим термин «государство», столь очевидный для нас, историки говорят, что говоря о государстве средних веков, нужно подумать, исследовать сам вопрос, а было ли государство? Среди нескольких сот терминов, которые определяли средние века, мы не встретим ни одного, который на 100 % совпадал с термином «государство».

Открывая жизнь отдельных групп людей, а не политических институтов, историки-социологи увидели отнюдь не политическую подкладку очень многих процессов средневекового прошлого. Если это и была политика, то эта политика была связана с другими формами общественной жизни, прежде всего с духовной сферой – это религия, с хозяйством - экономика, и с общей духовной культурой.

А вправе ли мы, занимающиеся средними веками, так жестко стратифицировать и отделять политику от экономики, экономику от культуры, культуру от образования, культуру от церкви и т.д.

Выяснилось, что Европа, и даже Европа XIX века, слишком богата реликтами прошлого, частями, унаследованными от прошлого, в том числе и от средневекового. Казалось, что сословный мир в полной форме прекратил свое существование только лишь фактически по итогам 1-й мировой войны, в начале XX века, когда погибли последние крупные империи Европы. Вправе ли мы тогда жестко указывать на границы, отделяющие Новый мир от Средневекового прошлого? Правильно ли говорить о том, что средние века скончались одновременно с кончиной последнего византийского императора в злополучный день 23 мая 1353 года? Умерли ли они в день открытия Америки Колумбом? Или же средние века закончились тогда, когда Мартин Лютер в октябре 1517 года в День Всех Святых начал серьезную атаку на католическую церковь? Оказывается, что все было, и открытие Америки, и Реформация была, и раскол в Европе, но крупные части, куски этой старой средневековой цивилизации сумели адаптироваться к этим переменам, и во многих сферах повседневности продолжали существовать до того момента, когда технический прогресс, индустриализация, 1-я Мировая война окончательно не потонули под обломками.