Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 25

Важно то что церковь получила важную защиту в лице крещеных франкских королей. С этого момента христианские епископы видели именно во франкских монархах главного защитника церкви, своих интересов. Это найдет выражение в титулатуре средневековых французских королей. Они  в своем титуле гордо величались: его наихристианнейшие величества короли Франции, в память о том, что  именно франкский король первым среди европейских вождей принял крещение. Испанские короли – его католические величества короли Испании.

Одновременно с этим складывается правовая доктрина христианской конфессии.

В первые века своего существования вплоть до XI века традиционная христианская церковь рассматривалась, именовалась католической, т.е. всемирной и истинной. И четко не распадалась на западную и восточную ветвь. Богослужения, обрядовые традиции практически везде были одинаковые. На востоке эти обрядовые традиции все больше будут вытесняться греческим языком и приправляться восточной обрядовой спецификой. На западе латинский язык, соперничество нескольких епископств за руководство христианской церковью. Это соперничество осталось за Римом. Римская община считалась первой христианской общиной вообще Западной империи, и начиная с IV-V веков римские папы охотно подводили под эту правовую и юридическую основу. Правовая основа: римские епископы располагались в имперской столице, соответственно они были близки правительственному аппарату, близки языку римского законодательства, римских христианских монархов. Кроме того, легендарные ________ указывает на Евангелие от Матфея как на главный аргумент для того, чтобы объявить именно римскую епископию и римских первосвященников старшинами всей христианской церкви. В 18 главе Евангелия от Матфея мы читаем как Господь Иисус, призвав к себе апостола Петра, вручил ему бразды правления римской христианской общины и этот момент считается моментом рукоположения первого Римского Папы, первого Римского епископа. Именно Евангелие от Матфея считается самым каноничным среди всех прочих канонических Евангелий. Специфическая иконография образа евангелиста Матфея в католической традиции, он отмечен чисто композиционно от своих коллег.

Насколько справедливо это не наш вопрос, это вопрос веры. Мы историки, должны прежде всего заботиться о том, чтобы выяснить в какой степени эта традиция повлияла на общественную жизнь христианской церкви. Повлияла она самым решительным образом. Начиная с V века епископы города Рима, наместники и наследники святого Петра, признаются старшинами на всей территории Западного Средиземноморья, т.е. в Италии и Испании. Они получают таким образом исключительную правовую легитимацию в деле управления всей западной христианской церкви.

V-VI века – это становление власти римских пап, основанной на правовых и легендарных традициях. Личности этих первых пап это Лев Великий – середина V века, и Григорий Великий – конец VI века. С именами этих двух пап связана окончательная шлифовка правовой легитимации папской власти. Это были оба исключительно образованные епископы, которые прекрасно владели римским законодательством, которые оставили после себя громадное эпистолярное наследие, письменное наследие, в деталях рисующее аспекты легитимации и оправдания папской власти.

Папы сменяли друг друга, следуя монархическому принципу. Предшественник имел право указать на наследника. Выборы проходили формально. Лишь с XI века процедура усложниться.

В середине 1 тысячелетия мы видим уже достаточно четкую картину христианской церковной иерархии. Во главе верховный священник, римский папа, наместник святого Петра. Полномочия пап регулируются _________ . Второй уровень – епископат, или иначе белый клир. Он представлен епископами и их заместителями. Владения епископов именовались геоцезами по образцу старых греческих геоцезов в рамках которых формируются первые христианские общины еще в I века Р.Х. Центр геоцеза – это кафедральный собор. Епископы первый веков меньше всего и реже всего бывают в этих центрах, ибо главная задача епископа это миссионерская деятельность, крещение села. Поэтому епископы переезжают с места на место не реже монарха. Это постоянная кочевая жизнь. Церковная архитектура – это формы поздней романской базилики, это массивные стены, круглые колонны, узкие амбразуры окон. Все в таких церквях подчинено не только целям богослужения, но и целям обороны. Этот романский стиль надолго воплотиться в ткани средневекового общества, до XII-XIII веков. Зрелое средневековье. Очень часто в нашем представлении это готический стиль соборов. Это неверно. Готика – это позднее Средневековье, это XIV-XV века. А классическое Средневековье – это романский стиль.

Литургия крайне проста. Орган появиться на западе в конце XII века. Хоровые песнопения. Тексты – григорианские хоралы. Григорий Великий одинаково почитается и на западе и на востоке. Григорианские хоралы VI века будут лежать в основе латинской мессы вплоть до XII-XIII веков.

Проблема церковной собственности. Церкви было запрещено иметь касательство к деньгам, материальным благам, поэтому формально латинская церковь испокон веков не имела собственности. Речь идет о том, что римские папы, римские первосвященники, понимая что духовенство должно с чего-то кормиться, не возбраняли практику добровольных дарений церкви. Эта практика добровольных дарений следовала со стороны либо монархов, либо со стороны светских вельмож. Это получило название бенефиции – делаю добро. Это дары, которые добровольно подносились светскими властями церкви. С этого момента. с V-VI веков, церковь превращается в собственника, но в собственника исключительно по добровольному подношению. Поэтому римский папа, благословляя на сан епископа или архиепископа, совершает так называемую двойную инвеституру. Инвеститутра – введение кого-то в обладание чем-то. Эта инвеститура – с одной стороны кольцом и посохом, с другой стороны скипетром. Кольцо и посох – символизируют родство клирика с церковью. Посох – знак пасторского служения. Вслед за этой инвеститурой следовала земельная инвеститура, т.е. инвеститура кормления. Это скипетр, он означал символ определенной территории. Эта практика получит распространение уже в Каролингский период и станет нормой действия церкви.