Несколько монастырей, которые образуют костяк, базовое ядро не только монашеской аскезы, идеологии, но и понимание общехристианских задач самой церкви. Огромное значение в этой монастырской деятельности начинает играть Клюнийское аббатство, Оттон3. Оно расположено на востоке Франции, на территории Бургундии, ставшее идейным центром религиозной реформы. Клюни построено в 910 году герцогом Гильомом во искупление его грехов.
На исходе X века рождается программа духовной реформы. Главные идеологи этой реформы Клюнийские аббаты, наставники. Их 3. Они символизируют не только монашеский подвиг, но и ясное видение ближайших задач церкви. 3 человека, 3 аббата, сменявших друг друга на посту руководителей общины.
Одо , Майоль, Одулон-мистик. Они оставили нам хроники, памфлеты, программу духовных преобразований.
Ради понятливости я разобью условно эту программу на части.
Все народы Европы в рамках единой церкви в преддверии близящегося страшного суда. Попытаться пробудить дух веры, которая объединит всех, мирян и духовенство. В глазах монахов Западная Европа это островок истинно верующих, островок призванных ко спасению людей, … за счет покаяния, за счет молитвы, аскезы и веры спасти свои души. Монахов подгонял психологический мотив, мотив конца мира.
Двигался 1000 год. С ним были связаны важные перемены в земном царстве, в земном правлении. Усиленно читали библейские пророчества, спекулировали на различных текстах священного писания. Это впечатляло и добиралось даже до элиты. Было ощущение приближения конца.
К вопросу о прикладном искусстве. Если вы обратите внимание на настенные фрески, росписи, в аббатстве _________ на стыке Германии и Швейцарии, там 3 старые церквушки, на стенах характерные мотивы: местный аббат, святой Пермин, оплывает островок, на котором церкви и мирские хижины. Мысль о том, что Европа это остров, прибежище истинных христиан, избранных ко спасению, это очень хорошо отображается в изобразительном искусстве. Это мотив острова, вокруг которого плывет некий святой отец, мотив патронажа над этим островом. он очень хорошо иллюстрирует мысли человека конца X века.
Из этой посылки вытекают следующее: Задача № 2: навести порядок в собственной церкви. Прежде всего удалить грубые нарушения католического права, которые имелись. Под ними следует понимать: практика раздачи церковных должностей за деньги или подарки. Эта практика получит название симонии. Евангелие говорит о Симоне, который просил апостолов научить ________ святого духа за определенную мзду. Это противоречило церковному праву.
Изъян № 2: нарушение монашеской аскезы, практика сожительства священников с женщинами. Это грех Николаизма.
Как следствие: римские папы должны быть избавлены от засилья и давления со стороны светской власти. Подразумевался император Священной Римской империи, который с конца X века раздавал церковные должности, и превратил римских пап в послушные кандидатуры (?). Для этого нужна административная реформа внутри самой церкви. Главное условие достижения этой реформы: согласие внутри самой церкви, и согласие между духовенством и мирянами, согласие между земной властью и властью духовной. Отсюда с конца X века заговорили о практике божьего мира или божьего согласия. Практика эта подразумевала запрет междоусобиц, смут, ограничение вплоть до запрета употреблять определенного вида оружие. очень неодобрительно папы относились к использованию самострелов. с XI-XII века особенно сильно. Арбалет был запрещен. Но потом, ради борьбы с сарацинами на востоке будут сделаны поправки.
Неодобрительно относились к клинкам с зазубринами. Они оставляют колотые рваные раны, которые смертельны.
Самое лучшее оружие это палица - снабженная гвоздями, медным навершием.
Божий мир, первые акты этого согласия будут датированы концом X века, они будут локально ограничены. В основном это территория Нормандии, северная Франция. Там впервые будут заключаться такие пакты согласия, которые возбраняли смуту и междоусобицы.
Попытки этого будут тщетны до тех пор, пока не будет канонизирован главный элемент всего этого организма, до тех пор не будут канонизованы отношения между светской властью и церковью, между императором Священной Римской империи и папой, между лидерами монархического сообщества и апостольским престолом.
XI век это 2-й этап реализации клюнийской реформы, когда из области программы эта реформа преобразуется в реальность. Главный показатель этого процесса для XI века это мощнейший психологический шок, пережитый от сознания того, что позади 1000-ный год, и как следствие вера в то, что именно благочестие монахов избавило христианский мир от катастрофы. Весь XI век пройдет под действием мощнейшего покаятельного порыва западного общества. Именно в XI в. европейская духовная культура обогатится первыми публицистическими очень яркими памфлетами, которые рисуют идею покаяния, идею молитвы.
Второй момент. Идея реформы овладевает умами уже не только на уровне монастыря, но и на уровне аппарата самой римской курии. Мы видим крупных лидеров духовенства, которые выступают приверженцами реформы. Это кардинал и архиепископ Гумберт Лотарингский, это кардинал и архиепископ Петр Дамиани, это почти незаметная личность в окружении римских пап середины XI века архидьякон римской церкви, фактически распорядитель канцелярии римских пап.
3 даты маркируют начало реализации реформ.
1046 год – Синод в г. Сутри, первый акт этой реформы. В этом синоде под председательством германского императора из Саллического дома (нужно знать чем Франконский дом отличается от Саксонского дома), новый король новой династии нового Франконского дома Генрих 3 своей волей смещает с римского престола сразу 3-х пап, претендовавших на лидерство. Эти папы, с его точки зрения, были избраны неканонично, с нарушением закона. Эта демонстрация силы, в том числе и духовного авторитета, станет первым актом этой реформы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.