Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 26

Епископов формально избирали, их избирали помощники епископов, так называемые члены соборного капитула, так называемые каноники. Это заместители епископа по административной части. Поскольку в первые годы правления христианские епископаты вынуждены были в большей степени находится за пределами резиденции, то канонику принадлежало право повседневного управления. Одним из традиционных доходов является церковная десятина, десятая часть урожая, которая поступала в пользу епископских …

Пример подобного рода дарения подали сами франкские монархи. Прежде всего отец Карла Великого Пипин Короткий. Он отнял у лонгобардов часть их владений и в качестве подношения представил римскому апостольскому престолу. Эти лонгобардские земли получили название «земля 5 городов, пятиградие». Иное наименование Пипинов град. С этого момента римские папы получили в свое владение кормление святого Петра, то, что потом будет именоваться Папской областью, или иначе ________ святого Петра.

По образцу этого Пинова дара позже будут предоставляться аналогичные регалии епископам на местах.

Низшее вид клира это монашество. Раннее средневековое монашество это монашество, которое распадается на 3 ветви. Восточное монашество восходит к традиции Пахомия Великого, это ___________ монашество, это монашество исключительно религиозного подвига и отшельнического образа жизни.

Западное монашество окажется гораздо более сложным в плане своей структуры и в плане своего развития. Мы сталкиваемся с двумя источниками и центрами монашеской аскезы. Первый центр – это Италия, 1-я пол. VI века. Хлопотами одного из христианских подвижников раннего средневековья святого Бенедикта Нурсийского в 529 году в центральной Италии на городе Монте Касима были основаны первые обители по уставу святого Бенедикта Нурсийского, это традиции бенедиктинского монашества. Его устав будет руководящим вплоть до XII века, и даже позже вся католическая традиция будет ориентироваться в основном на деятельность святого Бенедикта. Устав святого Бенедикта предполагал сочетание аскезы и активной хозяйственной деятельности. Монах обязан не только совершать подвиг послушания и подвиг аскезы, монах обязан активно созидать. Поэтому традиция Бенедикта это сочетание хозяйственной деятельности и деятельности духовной. Отсюда характерный профиль бенедиктинского монастыря: это наличие земельных угодий, это наличие садов, огородов.

Иначе ситуация складывалась с перуанским монашеством. Перуанское монашество, это V век по Р.Х. Его рождение связано именем святого Патриака.

Лекция № 5 по истории Средних веков

от 4 октября 2005 г.

Церковь эпохи Карла Великого, церковь каролингской эпохи. Влияние церковной культуры на западное общество.

О монашестве. Западная Европа VI-VII-VIII веков это формирование двух главных течений монашеской жизни, одна из которых восходит к уставу святого Бенедикта Уситского, это устав бенедиктинцев, это Италия, это середина VI века.

Второе направление возникло в Ирландии, потом окажется представленным в Европе, и очень сильно будет напоминать традиции египетского восточного монашества.

Устав святого Бенедикта и Ирландский уставы – 2 типа, 2 образа духовного подвижничества.

Бенедиктинский устав это сочетание и более-менее выраженная относительная гармония хозяйственной и духовной жизни, аскезы.

Ирландское монашество – главный акцент прежде всего на благочестие и на монастырский подвиг, монашескую аскезу.

По разному будут развиваться основные векторы движения этих двух потоков монастырской культуры, по разному будет выглядеть их география. Нас в данном случае не интересуют детали, а интересует общая структура развития этого монастырского движения, монастырской колонизации.

Структура заключается в следующем: из основных главных монастырей выходят отдельные отшельники, подвижники, которые приносят традиции этих главных монастырей на окраины, в провинциальную глубью. Там формируются островки нового влияния, новой общины, и таким образом возникают монастыри, которые именуют дочерние монастыри.

В любом регионе Европы, будь то западная или восточная Европа, будь то каролингский запад или Киевская Русь, мы сталкиваемся с почти полной типологической аналогией. Точно также как в Киевской Руси идет отпочкование от так называемых пригородных монастырей, точно также идет отпочкование пригородных монастырей в Западной Европе. Это монастырское движение очень сильно напоминает колонизацию. Колонизацию внутренних пространств Западной Европы, до той поры почти совершенно не затронутых воздействием христианской культуры.

Эта колонизация связана с именами целого ряда подвижников. Золотой век монастырей начинается с конца VI века. Фигура Римского папы Григория Великого, одного из главных вдохновителей внутренней христианизации Европы, выступает здесь в маркирующем значении. От Григория Великого до X века, т.е. на протяжении IV веков, мы видим формирование довольно внушительной россыпи монастырей, которая покрывает собой большую часть заальпийской северной Европы.

3 крупных подвижника европейского монашества этой эпохи: святой Колумбан, святой Галл, святой Бонифаций – это зенит монашеской миссии, на территории центральной северной Германии. Колумбан и Галл это VI-VII века, Бонифаций – VIII век.

Колумбан и Галл это христианизация Швейцарских ______, земель прилегающих к северным и южным отрогам главного альпийского хребта. Это христианизация Нидерландов, центральной Европы.

Святой Бонифаций – это христианизация Германии, креститель Германии. 1-я пол. VIII века. С его деятельностью будет связано и рождение первой кафедральной церкви в Германии, первой епископской резиденции на территории немецкой земли, это епископство Майнц, …. Магнуция, где проповедовал сам Бонифаций и _______

Майнц отныне становится колыбелью немецкой христианской культуры и отсюда начинается планомерная христианизация, приобщение к церкви огромной массы варварских германских племен, обитавших в центральной и северной Германии.