Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 43

При наследнике Генриха IV, его сыне Генрихе V закончится спор между королем и папой за инвеституру. Спор по иронии судьбы окончится в стенах того же города, где все и началось, в стенах Вормса.

1122 год. Год так называемого Вормского соглашения, конкордата между курией и германским имперским престолом. Вормский конкордат 1122 года формально положил конец этой затянувшейся распре. Король Германии, он же император Римской священной империи передавал римской курии все полномочия касательно рукоположения в сан и назначения на должности всех епископов и всех священников на территории всей священной римской империи. Он фактически отказывался от духовной инвеституры в пользу римской курии. Законность, о которой мечтала римская церковь, была восстановлена. Дела духовенства теперь решает только духовенство. При этом конкордат произвел различия между северной и южной империей.

В империи северной император и король Германии имеет предпочтительное право даровать светскую инвеституру перед духовной. Прежде чем она получает конфирмацию из Рима в своем духовном звании она получает светские регалии из рук императора, право на земли данного монастыря или данной епископии.

В южной империи, это северная Италия и земли так называемой Имперской Бургундии, торжествует исключительно церковное единоначалие. В этих землях духовная инвеститура предшествует светской.

Как можно обозначить этот конфликт, это противостояние двух важнейших полюсов христианского общества, противостояние между апостольским престолом с одной стороны и императором священной Римской империи.

Очень долгое время, начиная с XIX века это противостояние рисовалось вполне однозначно: борьба государства и церкви. Абсурдность такого рода утверждения стала понятна в XX в., когда историки, и прежде всего представители социально-культурного синтеза в лице _________ и школа Анналов, поняли, что средневековое общество это прежде всего глубоко монистичное общество, общество, основанное на конфессии, на церкви. на религиозных требах. Как можно оторвать политику в данном случае от церковного контекста? И можно ли вообще оторвать веру в данном контексте от какого-то политического прагматизма? Конечно же нет. Поэтому «государство» мы берем в кавычки. О государстве в современном смысле этого слова у нас вообще не будет речи до XVI-XVII веков. Говоря же о церкви, мы подразумеваем именно универсальный христианский институт, а не некую автономную плоскость. Просто историкам XIX века очень хотелось перенести в прошлое те общественные критерии, которыми жили они сами.

Спор за инвеституру интересен как типичный конфликт в средневековом мире, в средневековом обществе. Это не конфликт между политическим прагматизмом и духовной ориентацией, это конфликт двух ипостасей средневекового мира, церковного единоначалия и монархической короны.

Прощаемся с Германией.

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Предпосылки. Они в данном случае совершенно неотделимы от причин, от поводов и даже от мотивов. Подобно всему средневековому периоду все эти вещи были тесно взаимосвязаны, все они образовывали единый формат активности человека.

Момент 1. Географически крестовое движение отнюдь не исчерпывается Ближневосточным направлением. Крестовая экспансия разворачивалась во всех направлениях по периметру всего христианского мира. Будет большим заблуждением говорить о крестовых походах, имея в виду и подразумевая только лишь ближневосточное направление.

Крестовая экспансия будет идти на севере и северо-востоке Европы. Здесь мы поговорим вкратце о крещении Финляндии, о крещении Карелии, Прибалтики, Пруссии, о ликвидации последних крупных языческих анклавов на территории Скандинавии и берегам Балтийского моря.

Крестовая экспансия разворачивалась в юном направлении. Здесь мы имеем дело прежде всего с великой Пиренейской Реконкистой, борьба с маврами, и медленное возвращение Пиренейских земель под власть и регалии испанских и португальских государей.

Здесь мы имеем строго восточное направление. Это борьба с монгольской опасностью, которая будет угрожать Европе в середине XIII века. Это борьба с монгольским нашествием. Это организация крестовых походов и крестовых миссий на восток, которая увенчается в 1253 году знаменитой коронацией Даниила Галицкого в Теребовле.

И это западная экспансия. Будет большим заблуждением считать, что крестовые походы географически и хронологически исчерпали себя в XIII-XIV вв.

Крестовая экспансия будет продолжаться и в новое время. По большому счету, это будет форма общеевропейской экспансии. Но не будем забывать о формах. Это были формы исключительно крестовые и христианские. Это прежде всего католизация обеих Америк: Северной и Южной. Программной задачей миссий Колумба, Магеллана и всех прочих великих путешественников, как у нас обычно принято именовать этих людей. Эти великие путешественники по большому счету выступали христианскими миссионерами. И, снаряжая свои экспедиции, получали на сей счет подробные инструкции непосредственно из римской курии. Поэтому и Магеллан, и Христофор Колумб, Америго Веспуччи на этих землях водружали крест. Это символ крестовой экспансии, крестового подвига, это знак, который обязывает прежде всего подвести вновь открытые земли в лоно католической церкви.

Под крестовым явлением мы подразумеваем феномен, который хронологически и географически отнюдь не исчерпывается одним или двумя направлениями.

Крестовая экспансия это форма жизни, форма внешней рефлексии христианского общества запада, направленной прежде всего на расширение своих границ.

2 момент. Географически и пространственно крестовое явление имело и внутриевропейскую направленность. Она была направлена прежде всего на борьбу с еретическими анклавами, с многочисленными еретическими выступлениями, которые возникнут в XIII веке. Мы будем с вами говорить о борьбе с альбигойцами, с ________ и другими носителями еретической антицерковной идеологии.

3 момент. Духовные истоки крестовой экспансии и крестового движения:

а) общая предпосылка – это результат религиозного возрождения и религиозной реформы X-XI веков.