313 год. Миланский эдикт. Император Константин. Та самая знаменитая сцена противостояния Константина и Линцения на Титовском мосту. Легенда гласит, что Константину был дан знак свыше, который привел к прощению. Это золотая легенда христианского мира и империи.
Римская империя ограничена территорией, а христианство обращено ко всем. В основе христианства слово. Слово обращено ко всем. Помощь со стороны христианской церкви можно было рассматривать как помощь существенную, но она не могла спасти от исчезновения старых классических институтов античности.
Христианство объявило фигуру императора окончательно священной. Но это священство постоянно обыгрывалось в очень специфических варварских тонах. Император конечно священен, он Август, но здесь мы видим опять-таки расхождение с прежней античной традицией. Античность содействовала культу властителя. Но христианство радикально изменило тона. Власть императора священна. Император, как военный вождь, священен до тех пор, пока он поддерживает победу, он харизматичен. Проигравший – недостоин радости. Смесь варварства и классицизма. Варварство все больше начинает торжествовать и в сфере идеологии и в сфере социальной организации.
Кончина классической латыни совпадает с кончиной самих классических античных институтов. Со II века все больше в ходу латынь, от которой великий Цицерон покрылся бы дополнительными сединами. Историки-филологи называют эту латынь поросячьей. Она насыщена германизмами. Она потом сделается родоначальницей разного рода романских диалектов.
Варварский полис. Для лучшего понимания представьте себе схематично карту евразийских просторов. На крайнем западе римские границы, границы оседлой цивилизации. На крайнем востоке – Великая Китайская стена, тоже граница оседлой цивилизации. На севере – просторы векового безмолвия, тайга, Ледовитый океан. На юге – горы. Между западом и востоком ковыль, песок, степь, здесь царство лошади, царство кочевых народов. Именно этот мир будет постоянно исторгать из своей среды этносы, и в конечном счете особые цивилизационные формы, которые и придут в соприкосновение как с Великой Китайской стеной на востоке, так и с римскими _________ на западе.
Варварский мир. Цезарь и Тацит – 2 крупнейших античных авторитета, самых важных свидетеля, которые характеризуют состояние тех племен, за которыми они наблюдали и записывали. С тех пор, как был заново прочитан Тацит и Цезарь, это споры о том, что они отражали в своих записях? Отметим, что они видели не весь варварский мир, а несколько германских племен, причем племена оседлые, локализованные на дунайских и рейнских границах. Племена эти не могут дать исчерпывающий ответ о состоянии всего варварского мира.
К этому добавляется еще одна извечная проблема историков всех поколений: как переводить термины? Как трактовать термин РЕКС? – Царь. В чем разница между rex и duke (?), в чем разница между вождем и царем?
Историки-скептики отмахиваются от Цезаря. Цезарь – политик, военачальник. Его глаза – не глаза внимательного исследователя.
С Тацитом посложнее. Он обстоятелен.
Обобщая материалы писателей и привлекая археологию, прежде всего французскую и немецкую, которая сделала многое, чтобы осветить это варварское время, на сегодняшний день одна из самых убедительных и полных концепций, которая распадается на множество мелких подконцепций, является концепция немецкого историка Вальтера Шлезингера. Он попытался суммировать свидетельства античных авторов, и попытался дать общую картину жизни варварского общества. Варварское общество основывалось на скрещении двух аспектов. Вертикальный аспект – традиция вождизма, личной верности и преданности вождю, это традиция дружины, воинской свиты. В латыни эта традиция называется комитаты – воинская свита, боевое товарищество, которое сопровождает старшего во время войны.
Горизонталь – это традиция родства. Это общая мистическая, во многом материальная генетическая связь одного члена рода со множеством своих соплеменников. Это родство.
Структура и функционирование этого варварского мира основывается на этих двух институтах. Это мир иерархии, обеспеченной личной персональной преданностью, персональной верой в вождя, и горизонтальный – в виде родства.
Как это выглядит в деталях? Степной мир это мир кочевников, мир постоянных передвижений. Форма жизни кочевых народов не просто резко отличается от оседлой цивилизации по способу передвижения, но прежде всего, с точки зрения своего общественного осмысления. Мир кочевников – это мир лошади, это царство всадников. А царство всадника – это царство индивидуальной, и во многом личной доблести. Эта доблесть кардинально отличается в своих главных координатах от понятий «доблесть», «благородство» в традициях поздней античности. Доблесть античного гражданина в символическом воплощении это цезарианский жест, вскинутая вверх правая рука, жест Цезаря, 5 прижатых пальцев в знак того, что общее выше частного. Я сражаюсь во благо всех. Это символика цезарианского жеста, которая входит в употребление прежде всего в римскую войну с ________ . А в варварском мире существует родственная солидарность. Но быть вождем – быть лучшим среди племени, быть воином-индивидуалом, обладать личной доблестью, личной храбростью. Это совсем иное, нежели понятие честь и доблесть в античной цивилизации. Римляне очень часть именовали это слово virtus. Но в античном и варварском мире это разные понятия.
Другая характерная черта. ____________ обладают неким общим мифологическим сознанием, это мифологическое сознание крайне мистифицировано, оно самым тесным образом связано с войной. Война, по большому счету, созидает все базовые структуры варварского мира. Это один из главных показателей. В чем проявляется гуманистическая идеология? Прежде всего в культуре. Лучшие боги варварского мира – это воинские боги, это те боги, которые помогают воинам в их повседневной жизни. Совершенно четко видим, что в варварском германском полисе верховное божество знаменует собой воинскую доблесть, это Ватан или Один. Для современников нет _________ , есть подземный мир, это мир подземных сил. И там и тут есть маленькие божки, которые вмешиваются в повседневную жизнь, и тесно связаны с практикой повседневной жизни кочевых и даже оседлых варварских народов. Божки на небе это духи отважных воинов, которые вселяются в тела и сердца живых на поле битвы, помогая одержать победу. И есть Ваны божества подземного мира.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.