Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 58

Поэтому сама религиозная реформа и само религиозное возрождение создало иллюзию иерархии, где роль первого места отводилась церкви. Это принципиально важно отметить. 10,11,XII век это окончательное торжество церкви в плане идеологии и в плане конкретных социальных функций над обществом мирян. Церковь закрепила за собой роль ведущей силы христианского мира. Церковь во главе с апостольским престолом, с римским папой предстанет в виде лидера христианского мира и лидера верующих. Это лидерство церкви отразиться на всевозможных спекуляциях касательно европейской социальной иерархии. К XI веку в глазах и в умах образованной европейской элиты окончательно оформится представление о 3-х частном делении общества. Есть духовенство и мир. Но будет сделано исключение для еще одной прослойки.

Вверху сословие клириков, священников. Вслед за ним сословие знати, монархов и воинов. Это прежде всего защитники церкви. Внизу сословие земледельцев, тех крестьян, которые возделывают поля, готовят материальную пищу для этой бренной земной жизни.

Такая пирамидальная конструкция возникла только в XI веке. Предпосылки к тому имелись и ранее, в текстах более ранних, датированных 7,8, IX веками мы уже встречали дальние напоминания об этой 3-х ступенчатой пирамиде.

Известен текстовый фрагмент из эпохи правления английского государя, это правитель Эссекса Альфред Великий. Англичане его считают своим Карлом Великим. Он трактуя сочинения __еция, позднеантичного христианского философа, повелел сделать вставку, что в мире существует 3 сословия, на которых покоится все земное мироздание.

XI век знает увлеченность спекуляциями это 3-х частной пирамиды, особенно в кругах французских и немецких хронистов. Мы обнаруживаем окончательную кристаллизацию этой идеи 3-х частного деления общества. Один из таких идеологов XI века, который целиком и полностью разделяет идею папского всевластия французский хронист Адальберон из Ланца дал наименование этим 3-м категориям, этим 3-м эшелонам социальной иерархии.

Вверху сословие клириков, священников. Они молятся.

Главные защитники этих людей это рыцари, монархи, знать. Они употребляют силу своего меча прежде всего для защиты христианских ценностей.

А внизу несчастные мужики, крестьяне, которые создают материальные богатства этого мира. Они позволяют кормиться двум вышеназванным сословиям.

С XI века эта триада перекочует на страницы всех ведущих проповедей Западной Европы, в сочинения всех ведущих клириков.

Анализ церковных структур. Церковь. Структура латинской церкви в период развития, зенита в XI-XII вв.

План:

а) римские папы XI-XII веков. Развитие идеи папского всевластия, характеристика наиболее выдающихся представителей римского апостольского престола.

б) административная структура римской католической церкви. Важнейшие институты, учреждения.

в) право и становление римского канонического права, церковного права. Рассмотрим деятельность крупнейших вселенских соборов.

г) низшее духовенство, монашество, религиозная жизнь в монастырях и реформа XIII века.

Литература и источники. Главные наши источники по истории латинской церкви в эпоху средневекового европейского зенита, это прежде всего «Свод латинского канонического права». В зрелом и законченном виде этот свод будет издан в конце XVI века. Позже будет неоднократно переиздаваться.

…. Этот свод содержит всю основную католическую традицию. Это важнейшие положения в творениях святых отцов, возведенные в канон, это решения всех вселенских соборов католической церкви, а также тех восточных соборов, которые имели влияние и на западе, в том числе и на римскую курию. Важнейшие решения римских пап, возведенные в ранг канонов, в ранг правовой политики.

Что касается литературы, прижизненные источники, это огромный свод житийной литературы, жития святых, лиц, причисленных к лику блаженных, или канонизированных, а также жизнеописания отдельных понтификов.

В XIII-XIV вв. эта традиция переживает свой апофеоз. Именно за счет этой традиции мы располагаем достаточно хорошим сводом о биографии римских первосвященников и представителей римского духовенства.

Проповеди. Эпистолярное наследие крупнейших представителей клира. Это эпистолярное наследие реформаторов монашеской жизни, это Бернард Клеровский и святой Франциск Ассизский.

Из новейшей литературы советую почитать перевод немецкого епископа Йозеф Монц «История церкви». Очень грамотно, четко. Москва, 2001 год.

Римские папы 11-XIII веков.

Важно обратить внимание на тот момент, что в эти столетия окончательно шлифуется концепция абсолютного старшинства папской власти, получит наименование концепция папской теократии, т.е. божественной власти. В зрелых формах эта концепция предстанет под пером Григория 7 и Иннокентия 3.

Григорий 7 станет автором Поучения (Энциклика). Это некий комментарий, который позволяет верующим посмотреть как папа трактует те или иные вопросы. Датировано 1075 годом. Обычно в нашей литературе переводится «Диктат папы». На самом деле речь идет о рассуждениях, о мыслях папы касательно своего места в мире, места института папства в структурах христианского мира. Какие права и полномочия имеет папа в христианском мире.

Смысл этих рассуждений. Подобно тому как душа дает жизнь человеческому телу, подобно этому церковь есть душа христианского мира. Она определяет функции этого мира и структуру власти. Подобно тому как душа человека подвластна Христу, подобно этому церковь есть наместник Христа на земле, а глава церкви римский папа абсолютный сюзерен в этом мире. Выше и старше папы никого нет, папа является и главой всего христианского мира. Любые попытки вмешаться в прерогативы апостольской власти есть нарушение божественного права, удар по авторитету церкви, соответственно богопротивное дело.