Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 49

Поэтому задача № 1 – обеспечить контингент не просто послушных вассалов, но и вассалов достаточно многочисленных, многолюдных, способных помочь и королю и церкви в борьбе с внешней опасностью.

Какие меры предпринимают иерусалимские государи в течение XII века? Самая распространенная – поощрение христианской колонизации. Вокруг Иерусалима, вокруг крупнейших общин, вокруг крупнейших поселений с годами появляются небольшие общинки крестьян-пилигримов, которым на льготных условиях позволяют заниматься земледелием и служить непосредственно иерусалимскому монарху.

Вариант второй – активная миссионерская работа среди местного мусульманского населения, и как следствие, появление достаточно большой прослойки _крещенных крестьян, т.е. крещеных мавров. Из них формировались в том числе и воинские контингенты.

Естественно, все это были долгосрочные акции. А христианам, иерусалимским монархам и их вассалам нужен был скорый успех, прежде всего в борьбе с непосредственной внешней угрозой.

Начиная с _____ десятилетия XII века (1120е) с востока иерусалимских властителей будут активно подпирать мусульманские князья, мусульманские атабеки, властители многочисленных княжеств, расположенных к востоку от Иордана. Это семитские, месопотамские, а чуть позже египетские эмиры, которые в 1-й пол. XII века уже попытаются лишить христиан значительной части территории. Естественно, что в таких условиях функционирование самих христианских поселений, самой христианской общности на Ближнем Востоке было поставлено в строгие координаты военных условий и условий военного времени. Это был настоящий режим военных поселений. И абсолютно все в структурах управления Иерусалимской монархии было подчинено этим военным задачам.

Срочные меры: две такие меры будут реализованы и осуществлены в течение 1-й пол. XII века:

а) попытка сооружения специальных оборонительных фортов, которые опоясывали по восточному, северному и южному периметру иерусалимских границ христианские земли.

б) формирование духовных рыцарских братств, объединений, орденов.

Фортификационные сооружения в условиях почти непрекращающихся столкновений с мобильным, очень подвижным востоком, с мобильными, очень подвижными контингентами мусульманской конницы. Пилигримам было важно построить долговременные точки, предназначенные для успешной обороны. Поэтому именно на Ближнем Востоке, а не внутри континентальной Европы рождается каменное военное зодчество Запада. Таких крепостей будет воздвигнуто несколько. Но настоящими шедеврами стали 2 крепости, 2 замка, 2 настоящих оплота, расположенных на разных полюсах Иерусалимских границ. Это крепость Крак де Шевалье на границах Триполи и Иерусалимских владений. И южная цитадель между Иерусалимом и песками у берегов Красного моря Крак Монреаль. Это настоящие шедевры военного зодчества, пик достижений военно-инженерного искусства запада в эпоху XII-XIII веков.

Формирование, объединений, орденов. Традиции духовно-рыцарских братств не были порождением только лишь ближне-восточной экспансии. Эти традиции восходят к еще более ранней эпохе, к XI и даже X векам. Эти традиции тесно связаны с паломничеством. Поскольку долгие странствия к святым местам требовали элементарного материального имущественного вспомощенствия и защиты этих паломников. Поэтому история духовно-рыцарских орденов, тех, которые в нашем сознании ассоциируются с образом классического крестоносца, история этих орденов восходит по большому счету к многочисленным богадельням, приютам и общинам по опеке над сиротами, нищими и больными пилигримами, которые возникнут в X-XI вв. Это традиция вспомощенствия христианам, единоверцам в процессе паломничества.

В учебниках (черный лучше) дана хронология появления этих духовно-рыцарских братств, говорится о том, что сперва появился Госпиталь святого Иоанна, позже появились госпитальеры, позже немецкий орден. По большому счету такая четкая градация является вещью достаточно относительной. Нет ни одного основополагающего документа, который бы четко фиксировал старшинство того или иного духовно-рыцарского братства. Поэтому говоря об истории возникновения этих духовно-рыцарских миссий, мы должны подразумевать долгий характер становления этих объединений и долгий характер формирования общин.

Выстроим все-таки определенную хронологию, чтобы не портить впечатление об учебнике. Считается, (когда историк говорит «считается», значит он толком сам об этом ничего не знает, точной информации и данных нет) что около 1070 года в Иерусалиме хлопотами и стараниями итальянских паломников-купцов возникнет община при госпитале святого Иоанна Страннооприимника. Община, на базе которой позже, уже в XII в., сформируются военные структуры. К числу первых исторически фиксируемых личностей в истории этой общины мы обнаруживаем некоего Герарда, скорее всего уроженца Фландрии, который в начале XII века попытался придать этой общине при госпитале святого Иоанна более-менее стройную организацию. Тем не менее, вплоть до середины XII века, члены этой общины, позже представители, в том числе и знати, добровольно посвятившие себя обету помощи малоимущим, выполняли большей частью исключительно мирские функции. Они оказывали помощь материальную, лечили и опекали пилигримов, которые огромными массами совершали паломничество к святым местам в Иерусалим после 1099 года.

Около 1128 года в Риме после долгих прений римские папы позволят легализовать эту организацию. Община святого Иоанна получит статус ордена, соответственно свой устав, свою организацию, обзаведется филиалами за пределами Иерусалимского королевства.

Середина XII века. Функция опеки все больше вытесняется функцией военной. С конца XII века рыцари ордена святого Иоанна Страннооприимника или иначе Госпитальеры (так как община возникла поблизости от госпиталя и на основе опеки над пациентами этого госпиталя), эти рыцари принимают активное участие в обороне внешних границ Иерусалимского королевства. Это уже в большей степени военный орден.