Для нас в XX в., воспитанных в светском духе, отлучение от церкви не производит такого эффекта, как на религиозное собрание и на религиозную общность XI века. Для средневековья – быть отлученным от церкви, это фактически быть заживо погребенным. Человек лишался доступа к себе подобным. Общаться с отлученным нельзя. Только лишь самые близкие родственники могли общаться с отлученными. Человек лишался помощи церкви. А это значит лишиться последней надежды спастись в будущей жизни. Мало того, что он загубил жизнь земную, он еще и загубил жизнь будущую, которая наступит за гробовой доской.
В конкретном применении наложение интердикта, запрета на богослужения, сопровождалось прежде всего запретом справлять мессы. По большому счету все немецкие церкви с февраля 1076 года должны были стоять закрытыми. Богослужение справлялось только лишь самим духовенством, без участия мирян. Запрещалось погребение на кладбищах. Покойников хоронили в канавах, их не отпевали и не сопровождали в последний путь. Соответственно деформировались все циклы повседневности. Младенцев не крестили, бракосочетание лишалось сопровождения церкви, церковь отказывала в отпущении последних грехов.
Германия переживала психологический шок. Вот вам характерная реакция. Уже осенью 1076 года взбудораженное общество, прежде всего немецкая знать, герцоги Швабии и Баварии, требуют от короля не просто объяснений, но требуют помириться с церковью.
Генрих взвешивает все «за» и «против». Он отдает себе прекрасный отчет: если ситуация зайдет слишком далеко, он в лучшем случае может рассчитывать на помощь только лишь своих непосредственных саксонских подданных.
В обществе происходит раскол. И в октябре 1076 года Генрих идет на мировую прежде всего со своей собственной немецкой знатью. В октябре 1076 года будет заключен некий компромисс. Генрих, милостью божьей, король Германии, обещает до Пасхи 1077 года повстречаться с папой и на личном свидании решить все эти проблемы.
Страшит не только мятеж знати, страшит боязнь самого немецкого духовенства. Значительное число клириков почти сразу же отпала от короля. Они испугались гнева Рима, и решились уже тогда искать возможные пути отхода.
Осенью 1077 года Генрих должен помириться с папой. На Рождество 1077 года король Генрих отправляется в Италию. Он хочет сам на личном свидании убедить папу в ненужности дальнейшей эскалации и возможном компромиссе.
Это путешествие хорошо описано. С довольно немногочисленной свитой, со своей супругой Бертой и с годовалым младенцем _______ Генрих переправляется через обледеневший Альпийский перевал _________, оказывается в северной Италии. И здесь он ищет встречи с папой в одной из Тосканских крепостей. Тоскана с середины XI века - маркграфство, целиком и полностью следовавшее в фарватере папской политики.
Григорий также выступает из Рима. Но он не уверен, что за немногочисленной свитой Генриха не движется его саксонское воинство, он укрывается в одном из тосканских замков, принадлежавшем тогдашней правительнице Тосканы, вдовы по имени Матильда. Замок Колосса. В этом Колосском замке в начале 20-х чисел января происходит сцена, которая с этого момента станет классической с точки зрения унижения светской власти перед властью духовной.
Генрих на протяжении 3-х дней стоит у воротных укреплений замка и распевает ветхозаветные псалмы, молит о пощаде. На нем одежда кающегося грешника, простая грубая власяница. Он стоит босиком.
Папа Григорий располагается в пфальце Колосского замка. И перед ним тоже возникает дилемма. Он может простить Генриха, но кто избавит церковь от рецидива этого поступка, и где гарантия того, что король Генрих, вернувшись в Германию, не вернет ситуацию к исходной точке? Если он откажет в прощении Генриху, он выступит нарушителем закона христианского милосердия, ключевого пункта всей ____нийской программы, призывавшей к смирению и единению духовному и мирскому во главе с церковью.
Папа колеблется 3 суток и решается простить короля. Происходит знаменитая сцена. Генрих, униженный, ползет на коленях к подножию апостольского престола, целует папские сандалии, заливается слезами и умоляет о пощаде.
Генрих прощен, но ему дан испытательный срок. В течение 2 лет он должен покончить с симонией в своих наследственных землях, он должен выдать епископов и аббатов, которые до той поры получили свои саны незаконно.
Генрих возвращается в Саксонию.
Дальше в Германии происходит вполне предсказуемая и логичная вещь. Король Генрих прощен. Но об этом прощении ничего не хочет слышать германская знать. Спустя несколько месяцев в октябре 1077 года на съезде в Трибурге (это городок в южной Германии, земли исторической Швабии) князья южной Германии, вечные враги саксонской династии, решают по иному. Они объявляют короля Генриха низложенным, Германию осиротевшей, а в качестве законной персоны, на престол избирается лидер оппозиции герцог Рудольф Швабский.
С осени 1077 года Германию сотрясает очередная кровавая внутренняя смута. Эта смута затягивается на несколько лет. В Германии 2 короля Один – формально законный, правда утративший свою харизму в борьбе с церковью. Другой – незаконный, но за него голосует значительная часть немецкой знати. Междоусобица.
Генрих на какое-то время совершенно изолирован в своих саксонских землях. Он остается с городским ополчением и с немногими дружинами. Он дважды разбит.
На какой-то момент Рудольф чувствует себя хозяином ситуации.
Любопытно, что не выдержал даже отец Григорий. Он летом 1080 года присылает из Рима диадему германского императора Рудольфу. На диадеме запечатлены весьма характерные слова «Христос – Петру, Григорий – Рудольфу». Рудольф получает одобрение папы.
Происходит 3-е сражение. Оно происходит в окрестностях М____бурга на территории Саксонии. На равнине меряются силами войска короля и его мятежных вассалов. Исход битвы был предрешен. Наличие многочисленной конницы доставляет Рудольфу и мятежникам победу. Но в ходе этой битвы погибает сам вождь герцог Рудольф Швабский.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.