Мы поделим Европу на Старую Европу и Современную Европу. Старая Европа – это XII-XV век. В XIX-XX вв. происходят решающие перемены, революции в разных областях, техническая революция, строительство железных дорог в конце XIX века. Люди стали динамично общаться, динамика стала другой. С этого момента можно говорить, что Старая Европа окончательно уходит в могилу.
В середине 1960-х годов английский историк Вильям Фергюссон подошел к проблеме деликатно и решил, что нужно выделить переходный период, своеобразный мост между классическим зрелым Средневековьем и Новым временем. Фергюссон выпустил справочник в 1958 году, который посвящен проблемам позднего средневековья. Он заявляет, что лично для него было бы лучше выделить между Новым временем и Средними веками переходный период примерно от XIV до XVIII века.
С 50-х – 60-х годов крупнейшие европейские университеты обзавелись кафедрами или департаментами, где ученые специально занимались и преподавали историю Раннего Нового времени. Есть университеты, где отдельные кафедры занимаются историей Раннего Нового времени. Это XV, XVI, XVII, XVIII века. До этого – это Средневековье, зрелое Средневековье, старое Средневековье. После этого – Новое время, современность, то, что подлежит анализу современных историков и специалистов.
Тут возникла новая проблема и дискуссия. Оказывается, что историки, занимающиеся разными областями, будь то политическая структура, будь то духовная структура, будь то история культуры, история церкви, они по-разному склонны видеть эти швы, эти периоды между Средними веками и Ранним Новым временем, между Ранним Новым временем и просто Новым временем. Политики, историки знатоки английской монархии эпохи Тюдоров, говорят о том, что современные институты управления сложились не когда-нибудь, а в первой пол. XVI века.
Знатоки духовной культуры говорят о том, что элементы средневекового религиозного сознания продолжались в позднюю эпоху французской революции. По большому счету европейский человек пришел к Христу и стал правильно справлять догму (?) независимо от того, к какой конфессии он принадлежал только к XVII-XVIII веку. Христианизация Европы, как это ни парадоксально, состоялась окончательно только в XVIII веке. Человек научился привыкать к формам повседневности…
Конец Средневековья – не во всем начало Нового времени.
Несколько лучше и яснее обстояло дело с Ранним Средневековьем. В середине XX века попытались создать и апробировать хронологию Раннего Средневековья. Здесь больших споров не велось. В XIX в. считали, что античный мир угас вместе с варварскими нашествиями, а в 1-й пол. XX века пришли к выводу о долгой смерти Античности и даже к симбиозу Античности и варварского мира, симбиоз Античности и Средневековья. Иными словами, если в XIX в. считалось, что произошла революция, античный мир пал под ударами варваров, то в XX в. посчитали, что революции не было, была долгая эволюция самого античного мира.
Австрийский историк, блестящий знаток Античности Альфонс Дорш. Смысл его концепции: 5 последних веков существования цивилизации, Римской империи – это не смерть Античности, а плавный переход от Античности к Средним векам.
Что касается Средневековья, то тут большой дискуссии нет, в отличие от поздней хронологии, где ведутся горячие споры. Позднее Средневековье – больше источников. Ранняя Античность – очень ограниченный круг источников. Чем больше источников, тем сложнее их трактовать, тем более трактовать однозначно. Именно это и объясняет определенный кризис современной медиевистики, современной исторической науки, занимающейся Средними веками.
Что такое медиевистика в Европе на сегодня? Есть такой термин в современном литературоведении: медиевистика эпохи эпистолярного постмодернизма. Это эпоха, когда пишутся довольно толстые сочинения, в которых историк, особенно молодой, начинающий историк, пытается учесть абсолютно все факты, но при этом страшно боится сделать собственные выводы, он боится своих коллег старшего поколения, к которым он испытывает уважение, с другой стороны он не уверен сам в интерпретации фактов. Это элемент кризиса, в том числе и элемент научного кризиса. Это отсутствие крупных концепций и заваливание читателя обилием фактического материала. Это очень сильно напоминает начало XIX века. Тогда концепций тоже было мало.
Важнейшая проблема, которая с одной стороны облегчает ________ исторических знаний, а с другой стороны препятствует им, это проблема информационного потока. На сегодня среднестатистический историк тратит гораздо больше времени на обработку материала, нежели на сбор информации. Информации много, ее нужно учитывать, а на обработку практически не остается времени. Задача историка – качественно обработать информацию.
Пример. В год только по творчеству Цицерона издается порядка 360 монографий, рецензий, статей. Исследователю творчества Цицерона необходимо все это учитывать, либо пытаться делать жесткую тематическую выборку.
По большому счету нынешняя ситуация с современной европейской медиевистикой скептическая, достаточно сомнительная. Это не значит, что мало людей, интересующихся средними веками, стало меньше людей, способных дать исчерпывающий и ясный ответ на вопрос: что такое средние века?
Мы попробуем дать ответ.
Лекция № 2 по истории средних веков
от 8 сентября 2005 года
Итак, разное отношение к проблеме Средних веков на протяжении 5 последних веков.
Термин Средние века выдуман гуманистами в эпоху Возрождения, XIV-XV век. Средние века под огнем критики и в эпоху Гуманизма и в эпоху Реформации. И Гуманизм и Реформация не содействуют позитивному осмыслению Средних веков. Пик этой критики падает на XVIII век, эпоху Просвещения.
После Наполеоновских войн наступает эпоха Романтизма. Представители романтического направления впервые открывают для нас новые Средние века, они заново прочитывают прошлое, пытаются его осмыслить. В конечном счете состоится научная реабилитация Средних веков в 1-й пол. XIX века.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.