Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 2

Разница была в подходе. У Лютера было исключительно религиозное восприятие. Он считал, что в отличие от первых и чистых непорочных христианских общин, в отличие от заповедей евангелической любви, бескорыстия последующая Римская католическая церковь превратилась в тирана. Эта церковь оказалась неспособной открыть учение Иисуса людям, поэтому эта церковь рано или поздно должна была сгнить и прекратить свое существование. Лютер не был гуманистом и представителем Возрождения. Напротив, из его уст частенько доставалось представителям Возрождения, в том числе представителям итальянской Интеллектуальной культуры.

Что было общее? Это критичный взгляд, который был обращен в прошлой, в то тысячелетнее прошлое, которое обнимала средневековая христианская цивилизация. Это мир старой католической церкви, это мир падшей церкви.

Только лишь Мартин Лютер, великий реформатор Германии, наитием святого духа сумел открыть свет чистого учения Евангелия тысячам людей, и тем самым открыть дорогу в светлое будущее.

Средним векам остается нехороший удел. Со стороны гуманистов Средним векам вменялось в вину, что они забыли классическую культуру, к тому же они забыли святость первых христианских общин. Католическая церковь не соответствовала иллюзиям человечества и не смогла стать посредником между Богом и людьми.

Вслед за Лютером примерно такой же точки зрения начнут придерживаться другие представители и основатели протестантских течений и направлений. Это многочисленные сектанты, появившиеся в Европе в XVI-XVII вв., начиная с баптистов и заканчивая английскими квакерами.

Они не нуждаются в посредничестве католической церкви. Только они смогут правильно понять, что записано в Библии и привести людей в светлое будущее.

Так на протяжении XVI-XVII века мы наблюдаем своеобразный сплав этих двух мощных гиперкритичных потоков общественной мысли, которые были направлены своими стрелами против средних веков. Они говорили о Средних веках как о дурном прошлом в истории человечества.

Итоги. 2-я пол. XVII века. Ученая элита запада наконец-то созрела дл необходимости крупных хронологических членений человеческой истории и независящих от библейской доктрины.

Немецкий историк Кристиан Цемадрий , преподавал в университете, в 1688 году издаст краткое пособие для начинающих увлекаться исторической материей, своеобразное введение в историческую науку, краткий очерк всемирной истории и впервые в письменной форме возникнет каноническое деление европейской истории. Старый век – исчерпан Греко-римской цивилизацией, падением Рима, варварскими вторжениями середины 1 тысячелетия. За ним следуют Средние века. Это 1000 лет от падения 1 Рима до падения Рима второго, до гибели Константинополя под ударами турок-османов в 1453 году.

Далее во многом под влиянием Реформации, это чисто протестантский взгляд на европейскую историю. Цемадрий говорит, что «Лютер тщательно расчистил завалы этого рухнувшего старого средневекового католического мира, расчистил путь в будущее. И теперь с XVI века, особенно с Реформации, следует брать начало новой цивилизации».

Итак, Старый мир, Средний мир или Средний век и Новый век, Новое время.

1688 год Кристиан Цемадрий (?) – историк-протестант. На его взгляды наложила отпечаток протестантская этика, протестантская религиозная доктрина. Как бы то ни было, с этого момента и вплоть до XIX века Европа окончательно убедится в мысли о порочности Средневекового мира, и его несостоятельности. Средневековое прошлое – это дурное прошлое, это застой во всех областях, здесь нет проблесков в будущее.

Это было не случайно, поскольку именно в XVII-XVIII вв. европейская мысль все больше и больше начинала обогащаться идеями индивидуализма. Европейский человек все больше и больше приобщался к принципам индивидуального свободомыслия, принципам индивидуальной культуры, принципам личной независимости. Это был долгий путь обретения людьми индивидуальной персоны. На этой почве ближе к концу XVIII века станут проявляться первые проблески так называемого либерального подхода или либеральной идеи. Эти идеи совпали во 2-й пол. XVIII века с новой духовной доктриной, которая в европейской мысли обычно именуется как Эпоха просвещения. Это странная, забавная, противоречивая эпоха. С одной стороны просвещение призывает к разуму, этот разум должен властвовать миром. Господь Бог любит прежде всего разумных людей. Эта идея очень сильно была приправлена традиционными богословскими воззрениями. Был выдающийся философ XIII века, он считал, что разум оправдывает веру, чем больше человек знает, тем больше он приходит к Богу.

Идея просвещения с одной стороны раскрепощала мысль человека и вместе с тем, раскрепощая его индивидуальные способности, возможности, эта идея с другой стороны приняла полусредневековую основу, традиционную духовную основу.

Идеи просвещения были и в России. Императрица Екатерина II, будучи типичным представителем немецкой протестантской идеологии, во многом идеи просвещения очень хорошо понимала, хорошо изъясняла, в том числе на страницах своих многочисленных писем.

Зенит просвещения – это Франция. Это не случайно. Франция достигает в XVIII в. максимума своих духовных, научных потенций. Это прежде всего французские энциклопедисты. Руссо, Монтескье. В них видят атеистов. Я бы сказал, что это не совсем так. Важно то, что идеи Просвещения оказываются позже мощным оружием в руках либералов XIX века. Этих либералов будут волновать, чтобы использовать эти идеи для того, чтобы покончить с монархическим миром в Западной Европе.

Эпоха Просвещения целиком в согласии с эпохой Возрождения, с гуманистической культурой. Средние века – это ужас, это гнет церкви, гнет сословных идей, сословной замкнутости, это эпоха тюрьмы. Срочно требуется Революция или общественный переворот.

Сочинения Вольтера наиболее хлёстко били по средневековому прошлому. В данном случае наука и духовная мысль развивались практически параллельно в разных странах.

Шиллер, его «Философские письма» помогают нам приоткрыть завесы над тем, что из себя представляла историческая ретроспекция немецкого просвещения.