Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 36

Инструмент № 2 – попытка обеспечить свои позиции династическим путем, путем заключения браков, путем создания новых родственников в удаленных уголках империи Германского королевства. В начале своего правления Оттон пойдет на невиданный шаг: победив однажды мятежных герцогов Баварии и Швабии, он попросту поместит на вакантные герцогские престолы своих сыновей. Эта попытка расщепить местные роды и территорию, отделить их от собственных владений, аллодов, и нарезать отдельным герцогствам, отдельным территориям, собственным родственникам, очень хорошо проглядывается политика Оттона.

Дважды Оттон был близок к катастрофе и дважды в его жизни этот механизм сочетания церковных и светских интересов, механизм сочетания династических и церковных аспектов спасает ему жизнь, корону.

В 937 году, когда началось первое грандиозное восстание герцогов на юге, в Швабии и Баварии. В 947 году, когда восстали сыновья, а потом к мятежникам примкнул герцог Лотарингии – эти две даты, разнесенные десятью годами, очень хорошо маркировали возможности Оттона и его политики.

Мятеж герцогов и мятеж сыновей.

В 973 году Оттон упокоится в своем любимом гнезде, в Магдебургском соборе, в зените своей славы. Но этот зенит оказался быстро проходящим. И главные преемники этого человека испытали всю сложность и проблемность той имперской комбинации, которая сложилась в землях центральной Европы на рубеже X-XI веков.

В правление Генриха II закатилась звезда Саксонского дома. Генрих II – натура в высшей степени религиозная. При нем начнется великая религиозная реформа запада. Умер в 1025 году, что положило конец эпохи правления Саксонского дома в землях Империи.

Отвлечемся от Германии. Что касается источников: лучше всего документально представлено в 3-х знаменитых немецких хрониках X века: источники первоклассные с точки зрения объективной информации, они выступают классическим документальным материалом истории Германии и империи  X века. Это известный хронист Бибикинг (Видукинг) Паисий. ________ из _________ лийского аббатства на территории нижней Саксонии. Его хроника. а точнее рассказ о прошлом и настоящем саксонского дома. Название звучит «деяния саксов».

Саксонский епископ Дитмар, его именуют в ранне-средневоковой конструкции как Титмар из города Мадзебургабурга «Хроника». Описывает до середины X века, захвачены первые годы правления Оттона Великого.

Ученая аббатисса Саксонии Россвита. Именно Оттону она посвятит главное свое произведение «Деяния Оттона».

Этими тремя источниками исчерпывается наш материал по истории Германии X века.

Культура раннего, как впрочем и зрелого средневековья связана со всей остальной жизнью, с политикой, с экономикой. Нужен системный подход.

Культура и духовная жизнь в эпоху Каролингов и Оттонов.

Каролингское и Оттоновское «возрождение». Общая характеристика

Конец 1 тысячелетия это складывание духовной христианской культуры запада, очень важный период, хотя очень сложный с точки зрения хронологического членения. Под термином «возрождение» мы будем понимать исключительно духовное христианское возрождение, созревание основ духовной культуры запада под воздействием христианской доктрины. Это возрождение, основанное на структурах христианской догмы, которая в культурном аспекте уже достаточно глубоко укоренилась в повседневности запада в конце первого тысячелетия.

В термин «возрождение» в данном случае мы вкладываем исключительно духовное значение, принципиально отличное от возрождения и гуманизма позднего средневековья. Позднее средневековье целиком и полностью ориентировалось на античный образец. Под возрождением эпохи Каролингов и Оттонов мы понимаем окончательное и полное торжество христианских ценностей.

Обращение к античности – это во многом дехристианизация. А Каролинги и Оттоны это, наоборот, созревание основ христианской культурный жизни.

В чем это выражалось? Было несколько крупных монастырей, где теплилась духовная жизнь и в королевской имперской резиденции. Среди монастырей отметим континентальный, монастырь Святого Галла в Швейцарии, Сан-Галла. Это земли франкских императоров. Это аббатство Калийское (?)

Если представить себе географический центр Германии, в центре огромной котловины, в имении Гессенов, до сих пор красуется один из шедевров романского зодчества, Кубская (?) башня. Так называется речка, протекающая у стен этого аббатства.

В Италии это Монте-Косино, которое выступало колыбелью европейского монашества.

Монастыри - это прежде всего монастырские школы, плюс к этому школы при соборных церквах. Это главный инструмент интеллектуального роста духовной элиты и элементарных познаний в сфере культуры.

Светское общество было почти совершенно изъято из сферы воздействия этой духовной культуры, если не считать проповедь и духовное наставничество.

Книжная культура, письменная культура, все это вплоть до XI века удел церкви. Письмо считалось на стыке тысячелетий неким актом колдовства. На человека пишущего, изображающего на пергаменте некие знаки, масса населения смотрела как на колдуна. Именно письменная культура, рождение ее, клир, латинская церковь – это 3 важнейших монастырских колыбели европейской культуры в центре Европы.

Письменная культура это в основном духовная литература, чаще всего отдельные куски Священного писания, которые переписывались, украшались, дарились, передаривались. В меньшем аспекте это Хроники. Хроники это обратная ипостась духовной культуры. Хроники и описания деяний никогда не отделялись от духовной письменности. Хроники – это воплощенный божественный завет. То, что пишет летописец, он пишет не просто так, он пишет не для того, чтобы оставить потомкам некую информацию. Вся эта информация должна стать назиданием божественной воли.

Если вы будете читать все эти хроники, то увидите деепричастные обороты. Язык поросячьей латыни, нашпигованный германизмами. Язык очень простой  и примитивный. Важно отметить перст божий, который управляет сильными мира сего, который лишний раз поучает как нужно править и что нужно делать. Впрочем, это относится не только к европейской традиции, это относится к средневековой, в том числе и восточной, к русской традиции. Повесть временных лет, по большому счету, это калька Ветхого Завета.