В совокупности все эти обстоятельства порождали логику так называемой священной войны. Великое религиозное возрождение X-XI веков теоретически упразднило конфликты между отдельными структурами земного мира, здесь торжествует мир, который понимается как согласие с богом. Средневековый менталитет, сознание, не знало оппозиции мир-война. Современная формула: цель любой войны есть мир, эта формула не работает в средневековом обществе. Мир и война две ипостаси одной величины, две ипостаси мира. Мир трактуется не как мир между отдельными субъектами. Мы заключили мир с королем Франции, мы заключили мир с королем Германии и т.д. Под словом мир понимается прежде всего согласие человека с богом. Это мир в отношениях между богом и человеком, т.е. полное слияние человека…. Эта война прежде всего с противниками веры, с теми, кто пытается нарушить эти устои единого конфессионально-_консолидированного общества. Поэтому в современном значении смысл «война» придавался только лишь в одном варианте, эта война была возможна как война Священная, как война защиты веры.
Мир и война это результат веры. Под миром понимается только лишь согласие человека с богом, в более широком смысле согласие человека с церковью. Под войной в такой ситуации, поскольку есть согласие с богом и воевать на земле не с кем, поскольку все остальные тоже согласились с богом. Воевать можно только с отступниками от веры.
А кто будет воевать? Духовное возрождение X-XI веков дало ответ на этот вопрос. Воюет знать. Почему? Потому что знатный человек, рыцарь, это прежде всего защитник церкви. С X-XI веков германское, чисто военное харизматическое начало будет постоянно попираться и постоянно впихиваться в координаты христианской конфессии и христианских требований. Важно то, что в европейской традиции, традициях европейской цивилизации и культуры рыцарь с X-XI века будет восприниматься прежде всего как защитник веры. Воевать можно только тогда, когда защищаешь веру, церковь. Этот момент будет привит духовным религиозным сознанием.
Коль скоро церковь стоит во главе всего общества, она контролирует и светское общество, то лучше всего, если сами клирики возьмут в руки оружие. С XI века мы сплошь и рядом встречаем типичный расхожий образ воина-клирика, воина-священника, вооруженного палицей.
Меняется метафора, меняется смысловая нагрузка на отдельные атрибуты, в том числе и на военные атрибуты. Меч в руках у знатного человека все больше и больше превращается в крест. Причем даже не в плане конфигурации, а в плане идеологического смысла. В любом случае это воплощение будет хорошо заметно в X-XI вв.
В Каролингскую эпоху … описываемых событий, был принят так называемый Каролингский меч с характерным закруглением на конце клинка. В XI-XII вв. этот Каролингский меч меняет конфигурацию, меняет смысл, он превращается фактически в подобие латинского креста. Чуть позже из него сделают так называемый готический меч XIV-XV веков.
Крестный символ. В учебниках истории очень часто до сих пор пишут, что первые крестные знаки появятся на крестоносцах первого крестового похода. Методически это в чем-то правильно, чтобы учащиеся хорошо усвоили материал.
В истории с крестом мы сталкиваемся с очень давней традицией. По источникам первые люди, первые миряне, нашивавшие на свои одежды тканый крест появятся отнюдь не на Ближнем Востоке, а за Пиренейскими горами к середине XI века. Это были первые отряды европейских пилигримов, прибывшие на помощь единоверцам в Испании и Португалии.
Иное дело, что именно Ближневосточная направленность сыграет колоссальную роль в культуре средневекового запада, прежде все в идеологической культуре, и станет наиболее ярким воплощением всех предшествующих тенденций.
Источники разнообразны, их очень много. Только 5 томов было издано Институтом исторических исследований в середине 1940-х годов. Большая часть опубликована в памятниках немецкой истории. Некоторые переведены на русский язык, но не все.
Источники № 1 по важности и по ценности, это 2 Хроники.
Хроника Фульхерий Шартрский (из Шартра). Город Шартр во Франции – это столица в XI в. довольно приличного южного архиепископства. Иерусалимская хроника – она подробно излагает начало и ход так называемого 1-го Крестового похода. В мельчайших подробностях передает историю движения пилигримов к Иерусалиму. Это источник № 1 по важности по начальному периоду крестовой экспансии.
Источник № 2 Гильом из Тира, Тирский), он жил в XII веке. Он стал свидетелем блеска и нищеты Иерусалимского королевства, зенита его славы и глубин его падения на исходе XII века. «Хроника деяний господа Бога, совершенная через франков в Святой земле», это подробное изложение всех событий по истории….
Есть параллельные источники, вышедшие не из-под пера латинских западных пилигримов. Это прежде всего греческие источники.
Выделяются сочинения наследницы византийского престола и дочери императора Алексея Комнина Анны. Анна в память о своем отце написала историю его правления под названием «Алексиада». Она подробно останавливается на событиях 1096-97 годов, связанных с пребыванием пилигримов в Константинополе.
Вкрапление русских источников «Хроника игумена Даниила», участника походов пилигримов, жившего в XII в., на глазах у которого складывались первые духовные рыцарские братства. Игумен Даниил с отрядом первых русских паломников помогал европейским крестоносцам в Святой земле в начале XII века.
В XIII в. характер источников меняется. Появляется больше мемуаров и дневниковых записей. Здесь торжествуют прежде всего французские хроники и французские мемуары.
Это Роббер де Флори (Клари)«Хроника взятия Константинополя» 1204 год.
Воспоминания одного из французских вельмож, также участника 4-го крестового похода Жоффруа Виллардеи Его «История завоевания Константинополя» 1204 год.
Это главные источники. Но их больше.
Несколько слов об историографии.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.