Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 34

Папа не упустил возможности поблагодарить Оттона. Уже в 951 году Оттон с довольно блестящей свитой в окружении своих саксонских и франконских родственников перебирается через Альпы, он гостит в северной Италии, и здесь местное духовенство выказывает ему почести не меньше, чем римскому папе. Итоговый аккорд прозвучит несколько лет спустя, в 962 году, когда Оттон вторично, теперь уже специально по приглашению римского папы вступает в Вечный город (Рим), и здесь в феврале 962 года венчается диадемой старых римских императоров.

В Сретение 962 года, большой церковный праздник, в базилике святого Петра в Риме, папа Иоанн XII венчает Оттона короной римских императоров.

Это очень важная дата.

В благодарность за важные услуги, оказанные на ниве защиты христианской церкви, папа фактически восстанавливает имперский титул в Европе. С 962 года империя восстановлена. Мы имеем дело с возрождением империи, с тем, что в латинских хрониках тех лет прозвучит как «обновление империи». Что это за империя? Какова ее суть? Каково ее пространство? Как мы можем относиться к этому детищу с точки зрения X века? Эта империя спустя 200 лет украсится в титулатуре еще одним термином, предикатом «Священная империя», а с XV века она обрастет дополнительными определителями и общий титул будет звучать так: император священной Римской империи германской нации.

На что указывает сам феномен восстановления империи? Прежде всего на то, что имперская идея на западе фактически никогда не угасала. Со времен святого Константина, со времен последних римских христианских императоров, идея империи всегда обнаруживала живучесть. Она обнаруживала поддержку в трудах христианских богословов того времени, всегда обретала некую плоть в рассуждениях отцов церкви, в рассуждениях хронистов.

Эта Римская христианская империя будет воспроизведена в 800 году усилиями Каролингов. А вот теперь спустя еще 150 лет, в 962 году Оттон еще раз восстановит империю. Что подразумевалось? Конечно же подразумевался тот самый сон пророка Даниила, который был истолкован Навахудоносором в Ветхом Завете, согласно которому есть 4-я империя, а пятой не бывать. Четвертая империя просуществует до конца времен, до Апокалипсиса. Это будет единственное прибежище истинно верующих. Стало быть, империя в сознании средневекового запада это главная форма организации всех христианских народов, всех христиан, которые собрались вокруг святой римской церкви.

Император по идее старше других монархов запада, он глава христианского мира по светской части, он защищает церковь, в то время как папе принадлежат бразды духовной власти. Эта идея была очень понятна людям X века, конечно в большей степени интеллектуальной элите, нежели мирянам. Но в любом случае эта идея просуществует фактически до конца средних веков.

С 962 года и по 1806 год  в Европе будет существовать причудливая конфигурация земель, забранная под общей рубрикой «Священная Римская империя». Только наполеоновские войны и тройное поражение Австрии и короны Габсбургов на полях Аустерлица в 1805 году, фактически разрушит эту конструкцию.

1000 лет европейского Средневековья, 1000 лет универсальной имперской конструкции. Что дала эта империя? Что могла потенциально дать эта универсальная имперская конструкция для немецкой короны?

Положительные моменты:

Аспект 1. Обладание имперским титулом это соответственно обладание фактически формальным старшинством в европейской монархической пирамиде. Глава империи по сути дела – глава всех европейских монархов. Император – старший чин в монархическом консорциуме, в монархическом сообществе запада. Из этого можно извлечь прямые выгоды. Например, участвовать в качестве третейского судьи во время бесчисленных склок между соседями, выступая в качестве старшей, третей и примиряющей силы.

Аспект 2. Император Священной Римской империи – помазанник божий, он старший из этих помазанников, соответственно он член церкви. А как член церкви он ближе всего находится к подножию святого Петра, он рядом с папой. Быть рядом с папой и участвовать в жизни апостольской церкви, причем непосредственным образом – это тоже очень важно. Императоры получают возможность влиять на римскую курию, на расстановку сил в римской курии, и в том числе оказывать влияние на исход папских выборов.

Начиная с февраля 962 года и по первую четверть XI века на апостольском престоле сменилось фактически 2 дюжины римских пап. Из этих двух дюжин больше половины были прямые предки императора. На правах главного защитника церкви и на правах фактически патрона всего громадного имперского и немецкого клира. Оттон и его наследники получают возможность де-факто вмешиваться в дела римской курии. Они до некоторой степени контролируют ситуацию на вершинах апостольской иерархии, на вершинах латинской церкви.

Выгода 3. Немецкие короли теперь в качестве императоров Священной римской империи оказываются на итальянской почве, они вынуждены постоянно присутствовать в северной Италии дабы помогать папе. И за счет этого они формируют своих людей среди северо-итальянской элиты. Наряду с немецкими кланами, родами, Оттон и его наследники формируют костяк своих родов в северной Италии. Это прежде всего огромные скопища мелкопоместных династов, князей, которых скопилось к тому времени довольно много в северной Италии. Частые междоусобицы, очень раздробленный владетельный массив содействует этому. Итак, Италия и Германия с X века обе эти территории фактически образуют единое имперское целое. Еще раз подчеркну: географическое отличие очевидное от Франкской и  Каролингской империи. У франков это западная оконечность континента, это Франция и Италия. Теперь конфигурация изменилась. Теперь Германия, Заальпийские земли и плюс Италия.

Но это никак не влияло на мироощущение и на сознание в обществе X-XI веков, даже сам факт наличия империи.

Что было отрицательного?