Аспект 2. Монарх - сакральная персона, он часть христианского мира, он освещен церковью, считается помазанником божьим, она занимает место в ряду освещенной церковной иерархии, тесно связан с духовным миром. Поэтому, давая краткую характеристику европейских монархий, следует вести речь о двух ипостасях монархической персоны, одна ипостась – это светская, монарх возглавляет светскую пирамиду власти, светскую иерархию, он старший сеньор. Под ним располагаются ступени групп отдельных вассалов, т.е. феодальная иерархия. С другой стороны монарх связан с церковью. Процедура освящения церковью – это вторая необходимая процедура, которая делает властителя законной персоной.
Лучшее исследование, посвященное монархической идеологии, Эрнст Канторович «2 тела короля». 1950-е годы. Еще не переведено.
Как помазанник божий монарх представлен прежде всего в монархической атрибутике. Он обладатель специфической монархической атрибутики. Эта атрибутику умножается, она растет и развивается в XI-XIII вв. Главный атрибут – корона, она признак высшей власти, но прежде всего в церковном понимании. Обладатель короны связан с небом, небесным царством, божественной волей.
Корона эпохи поздних Каролингов обретает привычную нам конфигурацию. Корона это сфера, в напоминание о ветхозаветных текстах, согласно которым монарх - это человек, освященный божественной благодатью. Ветхозаветные тексты дают нам наиболее последовательную, убедительную трактовку появления этой короны. Куда бы ни поворотил тело монарх – всюду ему сопутствует божественная благодать, отсюда идея сферы, универсума, абсолюта. Знак этого абсолюта будет представлен в виде короны.
Старейшие, древнейшие типы корон – это железные короны немецких королей, корона Генриха Птицелова, корона Оттона Великого. Корона святого Стефана, венгерские королевские инсигнии, датированные XI веком.
Будучи помазанником божьим, монарх выступает главным слугой церкви в этом мире. Он главный защитник церкви. Эта защита проистекает из его прямых функций. главная обязанность государя и монархии – прежде всего защищать интересы веры и церкви.
Религиозная реформа XI века узаконит и дополнительно акцентирует этот статус монарха как защитника церкви. Именно под таким углом зрения следует трактовать процедуру интернизации и коронации, которая потихоньку формируется в XII-XIII вв.
До нас дошли литургические списки, датируемые XII-XIII веком, которые достаточно хорошо иллюстрируют те идеи, которые воплощались во время монархических выборов. Что мы видим? Монарх __________ церковь… и будущий кандидат, будущий правопреемник совершают процедуру помазания непосредственно в стенах храма, главного кафедрального собора. Этот самый торжественный акт миропомазания отделен. отгорожен от простых глаз. Толпа знати, мирян присутствуют только лишь на соборной площади в ожидании когда новоявленного государя им представят непосредственно при выходе из церкви.
Эта идея - отделить таинство миропомазания, венчания короной от простых глаз - главный аргумент против того, что церковь рассматривает себя практически главным институтом, главным инструментом воспроизводства монархического начала. Церковь - это ведущий институт запада, христианского мира, церковь сама распоряжается процедурой миропомазания и венчания на царство.
Во время коронации германо-римских императоров в XII-XIII вв. мы наблюдаем еще более характерные перемены. Исчезает трон для светского государя. Зато есть трон для римского папы или для его легата, уполномоченного. Римский папа сам, либо через своего легата передает корону будущему государю в знак того, что даже монархический статус в этом мире, прежде всего исходит от церкви и узаконивается церковью. Процедура миропомазания совершается теперь уже не на чело, а на правую руку или междуплечье, в знак того, что христианский государь является символом защиты церковного здания. Правая рука - это то, что ассоциируется с главными функциями, главными обязанностями монарха. Голова – это сам папа, это глава церкви. Процедура миропомазания, которая теперь в XII-XIII вв. меняется.
Библейские параллели. Средние века пройдут под знаком торжества ветхозаветных образов и ветхозаветной метафорики. Поэтому очень часто до тривиальности вы будете читать во всех средневековых текстах всевозможные параллели, которые связывают образ того или иного государя с ветхозаветным героем. Среди ветхозаветных царей прежде всего ценился Давид, Саул и Мельхиседек. Царь Соломон будет почитаться позже, с рубежа XV-XVI веков, когда проблема мудрого царствования будет вытеснять аспект беспрекословного служения церкви и защиты церкви. В «Зерцалах» Иоанна Сулсберийского, XII век, византийского каноника вплоть до XV-XVI века мы видим постоянное обыгрывание, параллели, которые заставляли читателя мыслить категориями Ветхого завета.
Что касается стиля правления. Проводя параллели между отдельными монархиями, моделями, будь то Англия, Франция, земли Священной Римской империи, мы вправе отметить общие черты. Прежде всего власть средневекового монарха покоится на династической основе, на династических структурах. на родовом праве. Отсюда заметный, подчеркнутый, бросающийся в глаза патриархальный стиль правления или патернализм, который заключался прежде всего в решении династических вопросов. Монарх - глава клана, глава рода. Дело и правление этого монарха - родовое, общесемейное дело. Отсюда отношение к собственным землям, владениям. Это отношение как к семейной собственности. Эту собственность можно поделить, продать, заложить, можно образовать уделы. До XII-XIII веков сплошь и рядом мы наблюдаем приоритеты в родовых принципах наследования. Родовое наследование - когда страна делилась на отдельные части, отдельные уделы. Старшему сыну доставался самый большой. Но и младшие не оставались обделенными.
Во Франции это право получит наименование Право атанажа. В Германии наблюдаются схожие модели.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.