Через день после начала Великой Отечественной войны (1941-1945 годы), в журнале «Правда» было опубликовано стихотворение Маршака «В поход!»[19]. Поэт очень хотел пойти на фронт в народное ополчение, но его не взяли по состоянию здоровья. С этого времени он практически перестал писать произведения для детей и посвятил себя написанию лирических, сатирических стихотворений, фельетонов и эпиграмм. Но даже эти произведения, написанные для взрослых, были понятны маленькому читателю. В военные годы Маршак ездил по фронтам, где читал солдатам свои стихи, а также активно работал вместе с художниками Кукрыниксами[20], создавая подписи к плакатам и памфлетам.
Однако дети скучали по творчеству Маршака. Маленький москвич Игорь Горбунов писал: «Дорогой дядя Маршак! Почему Вы не пишете стихов для ребят, а только для больших? Я очень люблю Ваши стихи»[21]. И как бы в ответ на это «обвинение» в 1943 году автор написал замечательную пьесу «Двенадцать месяцев», которая вышла в издательстве «Искусство». Ее иллюстратором вновь стал В. Лебедев.
В годы войны детские книги Маршака практически не переиздавались. В «Детгизе» в 1942 году вышла сказка «О глупом мышонке» с рисунками В. Лебедева. Чуть позже в черно-белом цвете ее проиллюстрировал художник А. Брей (1944), и книгу напечатали с указанием читательского адреса – «для дошкольного возраста».
В военные годы Маршаком была создана новая версия рассказа в стихах «Почта» – «Почта военная». Книга вышла в «Детгизе» в 1944 году, а черно-белые строгие рисунки к ней сделал художник А. Ермолаев. Еще раз это необыкновенное и чрезвычайно нужное бойцам Красной Армии произведение появилось незадолго до окончания войны в 1945 году. Его выпустило издательство «Молодая гвардия» с черно-белыми рисунками Н. Муратова. В этом же году «Детгтзом» было издано еще одно стихотворение писателя – «Где обедал воробей?», рисунки к которому были также созданы В. Лебедевым.
В военные годы тиражи книг Маршака были невысокие, в среднем 20 000-25 000 экземпляров.
В послевоенный период (1945-1964 годы)С. Я.Маршак не сразу вернулся к детской литературе. В первые годы он много занимался переводами Шекспира и Бернса, а также продолжал писать лирические и сатирические стихи, которые позже включил в итоговый сборник «Избранное».
После войны творчество Маршака уже не подвергалось такой строгой критике, как в предыдущие годы. Наоборот, было написано множество хвалебных статей, посвященных многогранному таланту писателя. Появлялись работы, где пытались проанализировать и исследовать его творчество. Вышел даже первый библиографический список произведений автора, созданный Ц. Яскерович. Маршака стали ценить не только как автора детских произведений, но и как крупного поэта.
В послевоенные годы его книги продолжали выходить в «Детгизе». Это издательство занималось изданием произведений Маршака вплоть до смерти писателя.
Вновь были переизданы произведения Маршака, написанные им в предыдущие периоды. С рисунками Е. Чарушина вышли «Детки в клетке» (1947, 1948, 1952 и 1960), «Пожар» с рисунками В. Конашевича (1947, 9148, 1952, 1956 и 1957). В 1958 году этот рассказ в стихах получил последний вариант рисунков художника и в таком виде был переиздан еще в 1960 и 1964 годах. Также с рисунками В. Конашевича переиздавался и «Вот какой рассеянный» (1957, 1958, 1960 и 1963).
С рисунками В. Лебедева в 1951 и 1953 году стереотипно переиздавалась «Сказка о глупом мышонке» (книги выходили с указанием читательского адреса – «для дошкольного возраста»). В 1956 году появилось издание, где художник добавил некоторые детали к рисункам и изменил их расположение на страницах. Новый вариант показался авторам удачным, и в таком виде книга вышла еще в 1958 году. С иллюстрациями В. Лебедева без изменений выходили еще и «Багаж», «Усатый-полосатый», «Мистер Твистер» и «Двенадцать месяцев» (см. Приложение 1).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.