Обзор и редакторский анализ детских изданий С.Я.Маршака, страница 42

В 1935 году Пахомов уже создавал рисунки к сборнику «Лодыри и кот»[72], но они заметно отличались от тех, что он подготовил в 1937 году для сборника «Школьные товарищи». Иллюстрации для издания «Лодыри и кот» были выполнены техникой литографии с подцветкой. На бледно-зеленой обложке красно-коричневым цветом был напечатан текст, а в белой рамке даны условные изображения в профиль двух школьников и школьницы, повернувшихся к белому пушистому коту (см. приложение 3, рис. 19). Обложка для этой книги была декоративная, плоскостная, да и  иллюстрации внутри текста не очень  отличались от рисунка на обложке. Текст располагался в центре листа, а иллюстрации словно обрамляли его. Портреты героев не были прорисованы,  художник дал им характеристику с помощью их поз и жестов (см. приложение 3, рис. 20).  Издание показалось двум авторам  не очень удачным, и они подготовили для читателей новое решение в сборнике «Школьные товарищи».

Этот сборник имел большое  значение для Пахомова. «Мне удалось, – рассказывал Алексей Федорович, – уговорить издателей сделать опыт изготовления офсетной печатной формы с карандашных рисунков. Опыт прекрасно удался, и впервые в 1937 году вышла книжка с моими карандашными рисунками – «Школьные товарищи»... Для меня это было большим событием, изменившим характер всей моей дальнейшей работы в книге. Отныне я стал работать для книги только в своей любимой карандашной манере, совершенствуя ее и видоизменяя применительно к иллюстрируемому тексту»[73].

На обложку издания была перенесена одна из иллюстраций книги (к стихотворению «Песня о первом сентября»), где первоклассник и первоклассница (алтайский мальчик и девочка с Валдая) немного робко, но в тоже время торжественно идут в школу на свой первый урок (см. приложение 3, рис. 21). Обложка не отличалась декоративностью исполнения – рисунок не имел  фона и  был выполнен карандашом, а   изображенных на нем детей художник  наделил  очень точными и реальными чертами.

Внутри книги можно встретить множество различных героев: украинец и казах,  маленький авиамоделист и его старший товарищ,  лодыри с коньками под мышкой,  лентяй Вася Николаев, школьные товарищи в «шапках набекрень», и многие другие (см. приложение 3, рис. 22). В основе иллюстраций – портретный принцип изображения героя, где каждый из персонажей получил свою особенную черту. В отличие от издания 1935 года, рисунки ребят здесь были наделены разнообразием характеристик и  естественностью движения. На страницах этой книги Пахомов  и  Маршак  вели  с читателем разговор о том, что такое хорошо и что такое плохо, о нормах и правилах, а также о дружбе народов (иллюстрации к стихотворению «Песня о первом сентября», где  рядом были карачаевец и таджик, маленькая грузинка и татарский мальчик, украинка и украинец). Расположение иллюстраций в сборнике таково, что каждая из них была развернута на читателя крупным планом и смотрелась самостоятельно. Но композицию страницы рисунок не разрушал, около него всегда располагался текст.

Пахомов, работая в стиле социалистического  реализма и создавая в своих работах образы счастливых советских детей, все же умел совместить эстетические функции детской книги с  функциями познавательными и воспитательными. Книга при этом оставалась очень интересной для маленького читателя.

Книга «Школьные товарищи» была переиздана в 1941 году[74]. Обложка, как и в сборнике «Лодыри и кот»,  сделана в бледно-зеленом цвете, но на белой подложке расположена уже другая иллюстрация, на этот раз к стихотворению «Школьные товарищи».  Два друга в «шапках набекрень» с портфелями под мышкой весело идут куда-то весенним днем (см. приложение 3, рис. 23). Интересно, что этот рисунок был выполнен в цвете, хотя все остальные картинки остались черно-белыми. Из состава сборника было исключено одно стихотворение – «Считалка», и количество страниц было сокращено до шестнадцати. Зато у книги появился титульный лист с фотографией Маршака. Иллюстрации остались практически без изменения, лишь некоторые были уменьшены в размере и расположены на полях.