Обзор и редакторский анализ детских изданий С.Я.Маршака, страница 41

Иллюстрации к этому произведению менялись на протяжении двадцати девяти лет. Конашевич начал работать над рисунками к этому произведению в манере, свойственной мирискусникам, и от сказки, яркой веселой картинки постепенно перешел к более спокойному пейзажному рисунку.

Не все приняли последний вариант иллюстраций.  Например, А. Ивич, отдавая предпочтение первому варианту «Пожара», отмечал, что новые рисунки не кажутся ему такими динамичными и впечатляющими[69].

§3. Издания в оформлении А. Ф. Пахомова

Художественное наследие блестящего рисовальщика и превосходного мастера литографии Алексея Федоровича Пахомова составляют  книжная графика (как во взрослой, так и в детской книге), монументальные росписи, живописные полотна, а также станковая графика: рисунки, акварели, многочисленные эстампы.

Талант к рисованию у Пахомова проявился уже в детстве, маленького художника увлекало изображение человека, прежде всего, ребенка. Он рисовал братьев, сестру и соседских ребятишек.

В 1915 году  Пахомова отправили учиться в Петроград, в Училище технического рисования барона Штиглица. Там он с большой охотой пробовал свои силы в технике итальянского карандаша и туши, рисовал гипсовые бюсты.

Молодой художник учился у В. В. Лебедева, Н. А. Тырсы, А. Е. Карева. Больше всего Пахомов восхищался методом Лебедева, чьи рисунки к детским книжкам и плакаты «Окон РОСТА» казались ему вершиной мастерства. Именно у Лебедева художник  заимствовал лаконичность образов, четкость силуэтов и выразительность линий. Лебедев тоже оценил начинающего художника,  привлек его к работе в детском отделе ГИЗа, а потом и в Детгизе.

Первая книга для детей с рисунками Пахомова – Е. Шварц «Лагерь» – вышла в 1925 году. С этого времени художник – постоянный иллюстратор детских книг.

«Тема детства привлекала Пахомова и в живописи, и в рисунке, и в эстампе. Он был первым иллюстратором многих детских книг С. Я. Маршака. Книжка "Мастер", вышедшая в 1927 году, знаменовала начало их совместной работы. Невозможно назвать главного автора "Мастера" – труд художника и поэта сливается здесь в едином художественном образе»[70].

Пахомов сделал  иллюстрации к таким книгами Маршака, как «Мастер», «Мяч», «Рассказ о неизвестном герое», «Школьные товарищи», «Наш отряд», «Лодыри и кот» и др.

Для оформления книг  художник предпочитал зарисовывать с натуры, редко используя цвет.  Фон  его рисунков  был, в основном,  нейтральный, а если  Пахомов  и использовал цвета, то его любимыми были красный, желтый, коричневый. Рисунки мастера для детских книг отличаются от его иллюстраций для периодической печати, они более динамичные, яркие и контрастные. Пахомов, обращаясь к маленькому читателю, выделял  в иллюстрации лишь самое главное и интересное, укрупняя изображение и выдвигая его на передний план.  

Необходимо отметить, что иллюстратор создал совершенно новый образ ребенка в детской книге –  веселого, живого и деятельного. Изначально Пахомов предпочитал статичные изображения, однако постепенно в его рисунках стала появляться динамика и психологизм. Можно сказать, что именно Пахомов «открыл» метод иллюстрирования средствами портретного, крупнопланового показа героя.

Разработка художником новых графических решений в иллюстрациях хорошо видна на примере его рисунков к произведениям С. Я. Маршака. Рассмотрим иллюстрации к сборнику «Школьные товарищи»[71], в который вошли стихи о советских детях: «Песня о первом сентября», «Лодыри и кот», «Школьные товарищи», «Считалка», «Рано вставать, рано в кровать».