Иллюстрации к этому произведению менялись на протяжении двадцати девяти лет. Конашевич начал работать над рисунками к этому произведению в манере, свойственной мирискусникам, и от сказки, яркой веселой картинки постепенно перешел к более спокойному пейзажному рисунку.
Не все приняли последний вариант иллюстраций. Например, А. Ивич, отдавая предпочтение первому варианту «Пожара», отмечал, что новые рисунки не кажутся ему такими динамичными и впечатляющими[69].
Художественное наследие блестящего рисовальщика и превосходного мастера литографии Алексея Федоровича Пахомова составляют книжная графика (как во взрослой, так и в детской книге), монументальные росписи, живописные полотна, а также станковая графика: рисунки, акварели, многочисленные эстампы.
Талант к рисованию у Пахомова проявился уже в детстве, маленького художника увлекало изображение человека, прежде всего, ребенка. Он рисовал братьев, сестру и соседских ребятишек.
В 1915 году Пахомова отправили учиться в Петроград, в Училище технического рисования барона Штиглица. Там он с большой охотой пробовал свои силы в технике итальянского карандаша и туши, рисовал гипсовые бюсты.
Молодой художник учился у В. В. Лебедева, Н. А. Тырсы, А. Е. Карева. Больше всего Пахомов восхищался методом Лебедева, чьи рисунки к детским книжкам и плакаты «Окон РОСТА» казались ему вершиной мастерства. Именно у Лебедева художник заимствовал лаконичность образов, четкость силуэтов и выразительность линий. Лебедев тоже оценил начинающего художника, привлек его к работе в детском отделе ГИЗа, а потом и в Детгизе.
Первая книга для детей с рисунками Пахомова – Е. Шварц «Лагерь» – вышла в 1925 году. С этого времени художник – постоянный иллюстратор детских книг.
«Тема детства привлекала Пахомова и в живописи, и в рисунке, и в эстампе. Он был первым иллюстратором многих детских книг С. Я. Маршака. Книжка "Мастер", вышедшая в 1927 году, знаменовала начало их совместной работы. Невозможно назвать главного автора "Мастера" – труд художника и поэта сливается здесь в едином художественном образе»[70].
Пахомов сделал иллюстрации к таким книгами Маршака, как «Мастер», «Мяч», «Рассказ о неизвестном герое», «Школьные товарищи», «Наш отряд», «Лодыри и кот» и др.
Для оформления книг художник предпочитал зарисовывать с натуры, редко используя цвет. Фон его рисунков был, в основном, нейтральный, а если Пахомов и использовал цвета, то его любимыми были красный, желтый, коричневый. Рисунки мастера для детских книг отличаются от его иллюстраций для периодической печати, они более динамичные, яркие и контрастные. Пахомов, обращаясь к маленькому читателю, выделял в иллюстрации лишь самое главное и интересное, укрупняя изображение и выдвигая его на передний план.
Необходимо отметить, что иллюстратор создал совершенно новый образ ребенка в детской книге – веселого, живого и деятельного. Изначально Пахомов предпочитал статичные изображения, однако постепенно в его рисунках стала появляться динамика и психологизм. Можно сказать, что именно Пахомов «открыл» метод иллюстрирования средствами портретного, крупнопланового показа героя.
Разработка художником новых графических решений в иллюстрациях хорошо видна на примере его рисунков к произведениям С. Я. Маршака. Рассмотрим иллюстрации к сборнику «Школьные товарищи»[71], в который вошли стихи о советских детях: «Песня о первом сентября», «Лодыри и кот», «Школьные товарищи», «Считалка», «Рано вставать, рано в кровать».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.