Обзор и редакторский анализ детских изданий С.Я.Маршака, страница 47

У каждого  иллюстратора Маршака свои задачи, ведь они видят и трактуют произведение  по-разному, и  трактовки эти часто очень симпатичны, потому что созданы в лучших традициях советской графики. Виртуозные мастера своего дела, которым посвящена эта глава, – в сущности, создатели этих традиций, новаторы, которым отечественная детская книжная графика очень многим обязана.


Заключение

Вот уже 90 лет в нашей стране издаются детские произведения С. Я. Маршака. Творческий путь писателя не всегда был спокойным и безмятежным. Маршак был любим всеми советскими детьми и их родителями, однако не всегда находил общий язык с властью. Он трепетно относился к изданию своих произведений, внимательно отслеживая их выпуск. Готовить свои издания к печати Маршаку было значительно проще в годы работы главным редактором детских издательств («Радуга», «Государственное издательство», «Молодая гвардия», ленинградский отдел «Детгиза»). Однако  и после своего вынужденного ухода из  этих организаций Маршак продолжал принимать активное участие в подготовке к  изданию своих произведений.

При жизни автора его произведения публиковались часто и большими тиражами: если вначале тиражи книг составляли в среднем 20 000–30 000 экземпляров, то к концу жизни Маршака их средний тираж увеличился до 300 000. Самыми плодотворными в этом отношении оказались 1930 и 1931 годы (вышло по 13 изданий произведений) и 1935 год (вышло 12 изданий). Но были и годы «неурожая». Наименее удачным был период с 1938 по 1947 год (за все это время вышло всего 18 изданий). Это было вызвано сложной ситуацией вокруг «Детиздата», нападками как на самого Маршака, так и на его коллег. В начале Великой Отечественной войны Маршак почти перестал писать для детей, переключившись на сатирические стихи, эпиграммы, памфлеты и подписи к плакатам.

Первые издания произведений автора выходили обычно без указания читательского адреса, но в послевоенных изданиях «Детгиза» он стал появляться: «для дошкольного возраста», «для младшего школьного возраста», реже – «для маленьких».

В творческий багаж писателя входило большое количество произведений для детей, и все они активно издавались. Однако наибольшей популярностью среди маленьких читателей пользовались следующие произведения: «Пожар»  (25 изданий), «Почта» (21 издание), «Сказка о глупом мышонке» (18 изданий), «Детки в клетке» (17 изданий), «Багаж» (13 изданий), «Вот какой рассеянный» (13 изданий) и «Усатый-полосатый» (12 изданий).

Книги оформлялись художниками, которых выбирал сам Маршак. Эти издания были сделаны настолько качественно, что многие из них сохранились в пригодном для чтения виде и до сих пор входят в фонды детских  библиотек.

При жизни Маршака чаще выходили моноиздания, чем сборники. Вероятно, это было связано с возможностью более быстрой подготовки к выпуску произведения небольшого формата. (Посмотрите мои добавления об этом в главе.)

После смерти писателя ситуация с изданием его произведений оставалась стабильной. Книги переиздавались в том виде, в каком выходили при его жизни. Однако позже стали появляться новые и интересные форматы детских книг Маршака: книжка-игрушка, книжка-картинка, книжка-ширмочка (Ширмочка ведь тоже игрушка.), книжка-раскраска.  Выпуск моноизданий в эти годы по-прежнему преобладал над выпуском сборников.

Тиражи заметно выросли: средний тираж составлял 600 000 экземпляров, а самым большим тиражом – в 2 500 000 экземпляров – в 1981 году вышла «Сказка о глупом мышонке» с рисунками И. Кузнецова.

Ситуация изменилась в девяностые годы. Книги Маршака стали издаваться небрежно, без учета интересов и психологии детей. На смену  небольшому числу государственных издательств пришли многочисленные частные, не имеющие опытных кадров. На первое место была поставлена прибыль, а не качество выпускаемой продукции. Вместо классических иллюстраций в изданиях появились рисунки новых, малоизвестных художников, многие из которых так и не стали востребованными. Однако к концу девяностых образовался круг  постоянных иллюстраторов произведений Маршака: это М. Бондаренко, С. Бордюг, Н. Трепенюк, А. Борисов и Е. Соколов.  Манера их письма различна, каждый из них интересен по-своему. Их рисунки яркие, красочные, нарядные. Эти  художники продолжают сотрудничать с издательствами и в настоящее время.