Обзор и редакторский анализ детских изданий С.Я.Маршака, страница 16

При жизни С. Я. Маршака было выпущено  240 моноизданий его произведений, а сборников – всего  38. По-видимому, основная причина этого в том, что всякий раз, когда Маршак создавал новое произведение, это было событием – и моноиздание позволяло наилучшим образом его представить.  Возможно, обилие моноизданий связано и с тем, что их проще готовить к выпуску. Сборник же нужно создавать более тщательно: структурировать его, продумывать иллюстрации к каждому из включенных в него произведений, желательно также подготовить для издания  вступительную статью.

Нельзя не отметить, что некоторые произведения, издававшиеся в сборниках, в моноизданиях не выходили. Например, военные стихи («За родину»,  «Юный Фриц», «Долг платежом красен» и т. п.) и отдельные переводные («Дуйте, дуйте, ветры», «Барашек», «Пирог» и  т. д.). Вероятно, это связано с тем, что одни имели очень небольшой объем (8-12 строф), а  другие составляли циклы. (Военные-то стихи после войны, наверно, совсем не переиздавались?) 

Моноиздания автора  выходили в издательствах «Радуга», «Молодая гвардия», в «Государственном издательстве», «Детгизе», «Детском мире» и других. Все издательства стремились к одному: выпустить качественную детскую книжку. Все уделяли много внимания иллюстрациям. Даже внешне книги были похожи: имели мягкую обложку, небольшое количество страниц, а выходные сведения обычно указывались на задней сторонке обложки.  

Сборники Маршака печатались в тех же издательствах. Подход к подбору произведений при этом в издательствах был различным. В «Молодой гвардии» и «Детгизе» редакторы  старались структурировать  сборники, распределяя тексты по разделам, включать в книги вступительные статьи. Они чаще выпускали сборники второго типа, т.е. уделяли  содержанию не меньше внимания,  чем оформлению.

Первые издания Маршака выходили практически без указания  адресата, однако после войны «Детгиз» иногда стал указывать довольно точный читательский адрес: «для дошкольного возраста», «для младшего школьного возраста», гораздо реже – «для маленьких». В это же время «Детгиз» начал включать многие книги в серию «Библиотечка детского сада» («Детки в клетке», «Пожар», «Почта», «Багаж» и др.).

Если в начале издательской деятельности Маршака тиражи его книг составляли в среднем 20 000-30 000 экземпляров, то к концу его жизни  они увеличились до 200 000-300 000, а отдельные издания достигали и миллионных тиражей. Это было связно как с увеличением объема издаваемой литературы в целом, так и с необыкновенной популярностью писателя.

Маршак собрал вокруг себя команду художников-единомышленников, с которой успешно сотрудничал на протяжении многих лет. Некоторые из них становились почти его соавторами. Это В. Лебедев, В. Конашевич, А. Пахомов, Ю. Васнецов, М. Митурич-Хлебников, А. Ермолаев, А. Каневский, Ю. Коровин, М. Цехановский и др. О Лебедеве Маршак писал: «Наряду с литератором – поэтом или прозаиком – он может с полным правом и основанием считаться их автором (?): столько своеобразия, тонкой наблюдательности и уверенного мастерства вносит он в каждую книгу. И вместе с тем его рисунки никогда не расходятся со словом в самом существенном и главном. Они необычайно ритмичны и потому так хорошо согласуются со стихами или с такой прозой, как, например, народные сказки и сказки Льва Толстого»[30]. Эти слова Маршака в полной мере можно отнести и к другим художникам, работавшим вместе с ним.

Их рисунки были абсолютно разными по технике исполнения и по материалам, которые они использовали. Видение и понимание текстов у каждого художника было свое, но, несмотря на это, каждая их иллюстрация к произведению была точным отражением замысла писателя.

Иллюстрации этих художников к произведениям Маршака смело можно назвать классическими.


Глава 2. Обзор посмертных детских изданий С. Я. Маршака