Обзор и редакторский анализ детских изданий С.Я.Маршака, страница 6

В первое время «Госиздат» занимался выпуском тех произведений Маршака, которые прежде издавались в «Радуге». Например, «Детки в клетке» с рисунками С. Олдина были  переизданы в 1928 году. А в 1929 году эта книга вышла  уже с обложкой В. Конашевича (переизд. 1930).

Чуть позже к этому произведению художник-анималист Е. Чарушин[13] создал новые иллюстрации,  и книга с его рисунками увидела свет  в 1931 году.

В 1928 году с  измененными рисунками В. Конашевича здесь появился  рассказ в стихах «Пожар» (переизд. 1929 и 1930).  Художник также изменил рисунки и к пьесе «Петрушка-иностранец», которая была выпущена «Госиздатом» в 1928 году (переизд. 1929 и 1930).

С рисунками В. Лебедева в 1928 году без изменений в иллюстрациях вышли сказка «О глупом мышонке» (переизд. в 1931), стихотворения «Вчера и сегодня», «Цирк» и «Пудель» (переизд. в 1929 и 1930). С     измененными лебедевскими иллюстрациями в 1929 году появились  «Багаж» (переизд. в 1930) и сказка «Как рубанок сделал рубанок» (переизд. в 1930).

Также в «Госиздате» в 1928 году был переиздана «Почта» с рисунками М. Цехановского, которая без изменений в иллюстрациях выходила в издательстве еще дважды: в 1929 и 1930 годах.

В конце двадцатых годов внимание к произведениям Маршака возросло. Автор вынужден был столкнуться со шквалом критики в свой адрес. Имеющая большой вес в литературном мире Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) называла его стихи  «бессодержательными», «незначительными по существу», «бесполезными», «мещанскими».

В конце 1929 - начале 1930 годов на страницах «Литературной газеты» развернулась дискуссия «За действительно советскую детскую книгу», где произведения Маршака и Чуковского были подведены под рубрику «бракованная литература»[14]. (Аня, надо все же найти время и унифицировать тире. Дефис не годится!)

Однако нельзя сказать, что у Маршака не было никакой поддержки со стороны. В защиту его творчества выступила группа ленинградских писателей (Ю. Тынянов, Н. Заболоцкий, В. Каверин, В. Бианки, Г. Белых и др.), написавших  в «Литературную газету» открытое письмо. Также в поддержку С. Маршака выступил М. Горький, который и в дальнейшем старался поддерживать писателя.

Несмотря на все нападки, Маршак продолжал заниматься творчеством, привлекая к совместной работе новых художников. В «Госиздате» публиковались  новые произведения автора.

Со стихотворения «Мастер», написанном в 1926 году, началось сотрудничество Маршака с художником А. Пахомовым (подробнее в Главе 3, §3). С рисунками этого иллюстратора  произведение было опубликовано в 1927 году, а в  1929 году книга вышла с измененными иллюстрациями и новым названием, подсказанным  художником – «Мастер-ломастер» (переизд. 1930, 1934).

Рассказ в стихах «Отряд» с рисунками Н. Тырсы был издан в 1928 году. Это первая книга Маршака, где  был указан читательский адрес, – «для детей младшего и среднего возраста». В 1930 году она переиздавалась еще раз, но уже с измененными иллюстрациями.

В 1930 году Маршак привлек к сотрудничеству художника А. Ермолаева[15], и с его рисунками вышло стихотворение «Спор». В дальнейшем этот замечательный художник создал немало интересных иллюстраций к другим произведениям автора.

Творческая дружба Маршака с  В. Конашевичем, продолжавшаяся на протяжении многих лет, и здесь принесла результаты. С рисунками этого прекрасного художника в 1927 году были изданы стихотворения «Котята» (переизд. в 1930) и «Раз, два и готово» (переизд. в 1930), переводные стихи «Дом, который построил Джек» (переизд. в 1928) и «Три зверолова». В 1930 году в «Госиздате» впервые был напечатан  рассказ в стихах «Вот какой рассеянный», который сразу завоевал популярность у читателей (переизд. 1931).

Всего за это время в «Госиздате» вышло 33 моноиздания. Средние тиражи издательства были несколько выше, чем в «Радуге» – 30 000 экземпляров. Самым маленьким тиражом  в 10 000 экземпляров вышли «Детки в клетке» с рисунками С. Олдина (1929), а самым большим – 500 000 – стихотворение «Спор» с рисунками А. Ермолаева (1930).