Обзор и редакторский анализ детских изданий С.Я.Маршака, страница 43

Не менее интересны и  иллюстрации Пахомова к произведению «Рассказ о неизвестном герое»[75], вышедшему в 1938 году.

Тридцатые годы – достаточно тяжелый период, как в жизни, так и в творчестве Маршака. После нападок на его литературную деятельность, разгрома ленинградского отделения «Детгиза» и переезда Маршака в 1938 году в Москву, он снова вернулся к теме пожара, которая была уже по-новому осмыслена в произведении «Рассказ о неизвестном герое». Здесь на смену пожарнику Кузьме пришел обычный молодой парень, который, совершив героический поступок, исчезает. Это совершенно новый герой автора – простой советский человек, один из многих: «Многие парни / Плечисты и крепки, / Многие носят / Футболки и кепки./ Много в столице / Таких же / Значков. / К славному подвигу / Каждый / Готов!». Он не ждет награды, для него такие поступки нормальны и естественны.

Именно к этому произведению в  1937 году и сделал рисунки Пахомов.  Сразу хочется отметить, что Пахомов создал к произведению два варианта иллюстраций: в его излюбленной черно-белой манере и в цвете. В разное время издание выходило с различными иллюстрациями. Вообще художник часто создавал сразу два варианта рисунков,  например,  к сборнику «Наш отряд». Для обоих вариантов использовалась техника литографии.

На обложку «Рассказа о неизвестном герое» Пахомов поместил рисунок  к  самому  напряженному  эпизоду  произведения – спасению героем из огня девочки. Художник,  словно завлекая маленького читателя, сразу рассказал ему, о чем пойдет речь в книге. Он не придерживался принципа Конашевича не раскрывать на обложке содержание произведения, сразу увлекал ребенка в гущу событий, о которых пойдет речь в рассказе.

Работая над рисунками к этому произведению, Пахомов создавал последовательно развивающийся изобразительный рассказ, тесно связанный с текстом, а в некоторых моментах даже его дополняющий.  Чтобы персонажи получились по-настоящему живыми  и интересными,  художник снова  делал  рисунки с натуры.

«"Рассказ о неизвестном герое", – писал сам Пахомов, – это стихи о нашей молодежи, о рядовых людях нашей страны. Я вижу их ежедневно, они мне дороги и милы, мне хочется их изображать. В рисунках этой книги – молодежь 24-й литографии, с которой я рядом живу и в которой часто бываю. Милиционер – это наш участковый милиционер, пожарники – это пожарники нашей 10-й пожарной части Петроградского района, "неизвестный герой" – это мой знакомый, студент Института физкультуры имени Лесгафта, тяжелоатлет, рекордсмен по поднятию тяжестей, и, наконец, я даже изобразил самого себя в роли одного из пожарников. Мне хотелось сделать книгу "Рассказ о неизвестном герое" такой, чтобы стихи и рисунки в этой книге дружно пели гимн рядовым людям нашей Родины. Мне хотелось сделать книгу "Рассказ о неизвестном герое" такой, чтобы и стихи и рисунки в этой книге дружно пели гимн рядовым людям нашей Родины»[76].

Открывая книгу, маленький читатель видит оживленно беседующих людей, среди которых пожарный, милиционер, фотограф. Все они ищут парня, совершившего героический поступок (см. приложение 3, рис. 24). Таким образом художник вместе с поэтом раскрывают идею произведения с первых страниц и затем последовательно вводят своего читателя в обстановку и действие поэтического рассказа. Даже с главным героем ребенок знакомится сразу,  он видит его едущим на площадке трамвая мимо горящего дома. Дальнейшие события развиваются стремительно: герой взбирается по водосточной трубе, несмотря на пламя и дым, охватившие верхние этажи дома (см. приложение 3, рис. 25). Рисунки, как и события, сменяют друг друга быстро, и вот уже парень выносит девочку из ворот обгоревшего дома, отдает ее обрадованной женщине и вскакивает в проходящий трамвай. Книга заканчивается тем, с чего и началась – поиском героя.  И все же на последней странице художник показал его, хоть по тексту герой и остается неизвестен. Пахомов знал, какое удовольствие испытает маленький читатель книги, увидев парня на рисунке.