Обзор и редакторский анализ детских изданий С.Я.Маршака, страница 48

Начиная с девяностых годов, книги Маршака стали иногда выходить в сериях. Например, издательство «ОНИКС» выпускало книги автора в серии «Моя первая библиотечка», а издательство «Астрель» – в серии «Любимая сказка».  В это же время появилась и новая форма книги, предложенная издательством «АСТ», – книжка-игрушка с вырубкой.

Если в начале девяностых годов книги Маршака еще издавались  большими тиражами – 200 000-300 000 экземпляров, то к концу этого десятилетия тиражи  снижаются до 20 000-30 000 экземпляров.

Сейчас книги Маршака продолжают выходить в различных издательствах, однако лидером является «АСТ» (редакция «Планета детства»). Большую часть изданий составляют сборники, это выгоднее и для издателей, и для читателей с экономической точки зрения. Книги по-прежнему выходят в сериях, а тиражи составляют 10 000-20 000 экземпляров, что является неплохим показателем для современного книгоиздания.

В настоящее время рынок детской книги настолько богат авторами, наименованиями и новыми формами изданий, что Маршак, прежде державшийся в топе самых тиражных авторов, стал падать в рейтинге, а в 2011 году даже не вошел в Топ-10[84]. Возможно, наступило время для поиска новых форм издания его произведений. С развитием компьютерных технологий, а также разнообразных цифровых устройств для чтения интересно было бы издавать книги Маршака не только в традиционном, но и в электронном формате. В некоторых электронных изданиях могли бы воспроизводиться работы лучших книжных графиков, а в других ребенок создавал бы иллюстрации сам, разглядывал анимационные картинки, в которых оживают любимые герои, и не только читал, но и слушал аудиозаписи произведений (возможно, в исполнении самого автора: «Мяч», «Автобус № 26» и др.).

Творческое наследие Маршака огромно и включает в себя не только произведения для детей, но и лирические стихи, сатиру, эпиграммы, переводы, публицистику. Он был талантлив во всем, чем занимался. Один из главных талантов Маршака – собирать вокруг себя единомышленников, людей, близких ему по духу и образу мыслей: писателей и художников. 

Художники-иллюстраторы, работавшие с Маршаком, являлись его единомышленниками, и их было немало: В. Лебедев, В. Конашевич, А. Пахомов, Ю. Васнецов и другие.  Они  отличались  друг от друга стилем и манерой письма: в работах Лебедева чувствуется наследие авангарда и плакатность; в работах Конашевича – фантазия и декоративность; в иллюстрациях Васнецова –  лубочное начало, красочность, сказочность, праздничность; стиль Пахомова – это «графический реализм», психологическая достоверность и социальная конкретность.

Эти художники схожи в одном: они любили творчество Маршака, героев его книг  и дело, которым занимались. Каждый их них видел произведения автора одновременно и по-своему, и глазами  писателя. Поэтому рисунки такие разные, но  все они – одно целое с текстом.

Иллюстрации этих замечательных художников используются и в современном книгоиздании. Чаще всего они появляются в сборниках. А моноизданий в том виде, к которому привыкло и который очень любило старшее поколение, больше нет. К счастью, в последние годы «Мелик-Пашаев» радует читателей репринтными изданиями произведений Маршака («Кошкин дом» с рисунками Ю. Васнецова и «Вакса-Клякса» с рисунками А. Каневского). Остается надеяться, что эти издания положили начало хорошей традиции.

Произведения Самуила Яковлевича Маршака, нашедшие своего читателя благодаря труду огромного количества людей – художников, редакторов, издателей, – являются настоящим подарком для тех, кто любит и ценит детскую литературу. А имя самого автора  – это  символ доброты, душевности и тепла.


Список использованной литературы

1.  Виттинг Н. Иллюстрации В. М. Конашевича в детской книге / Н. Виттинг // Детская литература. – 1938. – № 2. – С. 27–32.

2.  Власов Б. Неизвестный Юрий Васнецов / Б. Власов. — М.: Красный пароход, 2011. — 279 с.