Обзор и редакторский анализ детских изданий С.Я.Маршака, страница 2

«Маршак тогда думал, что самые незатейливые и веселые сказочки и прибаутки – русские и английские – такие же произведения большого искусства, как народные песни, баллады. И ему самому захотелось писать для ребят стихи, столь же задорные и энергичные, как детские песенки, перевертыши и считалки», – писал исследователь[1]. Маршак, однако,  сообщал в автобиографической статье: «В ранней молодости, когда я больше всего любил в поэзии  лирику,  а  в печать отдавал чаще всего сатирические стихи, я и представить себе  не  мог, что со временем переводы и детская литература займут большое  место  в  моей работе»[2].

Работать с детьми Маршак начал еще до того, как стал для них писать. Во время Первой мировой войны он  помогал бездомным и осиротевшим детям беженцев, подкармливая их и находя для них кров. Позже Маршак занялся организацией детских домов и колоний, а в начале двадцатых годов вместе с другими педагогами, литераторами, художниками и композиторами создал в Краснодаре «Детский городок» – комплекс детских учреждений с библиотекой, детским садом, кружками и мастерскими, в которых дети могли творчески развиваться. Но самым важным моментом стало создание первого театра для детей. Именно для него Маршак вместе с Е. И. Васильевой написал пьесы, которые позже вошли в сборник «Театр для детей». В этом сборнике можно обнаружить и начальный вариант пьесы «Кошкин дом», и наброски пьесы «Горя бояться – счастья не видать».

В 1923 году Маршак издал свою первую книгу для детей – «Детки в клетке». Это было даже не самостоятельное произведение, а подписи к уже существовавшим рисункам английского художника-анималиста Сесиля Олдина из книги «Zoo babies». Вскоре произведения Маршака стали выходить одно за другим: «Пожар», «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Почта» и многие другие. Он не прекратил писать лирические стихи, статьи для периодических изданий, а также заниматься переводами, но  посвятил себя литературе для детей.

В статье «О себе» Маршак не очень лестно отзывался о дореволюционной детской литературе: «Преобладали же в предреволюционной детской литературе  (особенно  в журналах) слащавые и беспомощные стишки и сентиментальные  повести,  героями которых были, по выражению Горького, "отвратительно-прелестные  мальчики"  и такие же девочки»[3]. Возможно, поэтому поэт стремился не только сам привнести что-то в детскую литературу, но и найти таких  авторов, которые сумели бы создать новую советскую детскую книгу. Этому очень способствовала деятельность Маршака-редактора. Он стал основателем журнала «Воробей»  (в 1924 году переименованного в «Новый Робинзон»), идейным вдохновителем и фактически центром журналов «Чиж» и «Еж», стоял у истоков издательства «Радуга»,  возглавлял ленинградский детский отдел Гиза, затем «Молодой гвардии», а в 1933 году стал одним из основателей «Детгиза». Именно он нашел и пригласил работать замечательных авторов: Е. Л. Шварца, В. В. Бианки, Т. Т. Габбе, Е. А. Заболоцкого, Д. И. Хармса и многих других. И даже после разгрома ленинградского отдела «Детиздата» в 1937 году, ареста и увольнения многих его сотрудников, переезда Маршака в Москву, он не оставил редакторскую деятельность и продолжал помогать многим молодым авторам.

Читательский адрес своих произведений Маршак не указывал,  говорил, что пишет «для маленьких». В основном детские произведения писателя предназначены для дошкольного и младшего школьного возраста, но есть произведения и для более старшей возрастной группы (Например, пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»).