Обзор и редакторский анализ детских изданий С.Я.Маршака, страница 39

Интересно то, что Конашевич пользовался всего тремя цветами: черным, желтым и красным, но при этом рисунки, сделанные с помощью техники цветной литографии, выглядят красочно, ярко и сочно. Они наполнены энергией действия, иногда кажется, что им не хватает места на одном листе, и они захватывают часть свободного пространства следующей страницы. А иногда  художник разбивает лист на несколько отдельных сценок, связанных между собой.

В сцене борьбы с огнем драматическое начало переплетено с комическим: маленькие фигурки пожарных отважно борются с пламенем (см. приложение 3, рис. 13), но при этом сами они и их позы нарисованы гротескно и забавно, даже огонь, которому художник придал черты живого персонажа, не выглядит устрашающе. Благодаря этому яркая картина пожара не вызывает у маленького читателя ужас, а только волнует и заставляет сопереживать.

В бытовой сюжет Конашевич вплел сказочные черты, что соответствовало духу самого произведения. «В наивно грубоватых, словно ярко раскрашенных от руки цветных литографиях Конашевич достиг увлекательной красочности зрелища. Сам характер изображения в "Пожаре" носил черты сказочной выразительности, лепых нелепиц. Забавны маленькие фигурки пожарных - они обладают чертами сказочных героев, падают с крыши и остаются невредимыми, огонь посрамлен, он будет жить теперь только в "печке, только в лампе и на свечке", пожарник Кузьма отдает спасенную им кошку Лене, добрые и лихие пожарные - герои рассказа - едут с пожара»[61].

Книга заканчивается портретным изображением бравого Кузьмы (см. приложение 3, рис. 13). Впервые Конашевич прорисовывает кого-то из пожарных, до этого их фигурки были неразличимы. Герой победно смотрит на нас, а огонь превратился в орнамент – он укрощен храбрым пожарным!  Но при этом портрет нарисован немножко иронично, художник до самого конца книги не оставляет свою веселую и забавную манеру письма.

С такими рисунками книга переиздавалась еще три раза, правда с небольшими изменениями. Во втором издании 1925 года[62] отсутствовали две портретные иллюстрации: девочки Лены и пожарника Кузьмы. Третье издание 1926 года[63] было сокращено до 16 страниц, в ней был опущен титульный лист и из-за этого был несколько изменен макет издания: иллюстрации начинались сразу на обороте обложки, а прежние сочетания иллюстраций на разворотах страниц были нарушены.

Уже новый вариант «Пожара» с другими  иллюстрациями художника был выпущен через пять лет в 1928 году[64]. В этом варианте были новыми и иллюстрации и обложка. Обложку нарисовал  сам Конашевич, и она очень отличалась от той, что была выполнена Кустодиевым (см. приложение 3, рис. 14): на ней изображена уже не базарная площадь, а мчащаяся с грохотом через мост пожарная упряжка. Здесь цветная палитра заметно богаче (добавлены синяя и зеленая краски), а шрифт, использованный для названия, по стилю напоминает плакатный.

В этой новой книге не было ни фронтисписа, ни титульного листа, текст и иллюстрации начинались сразу же на обороте обложке. Формат книги был также изменен: она стала меньшего размера и больше похожа на книжку-картинку или книжку-игрушку.

В новых рисунках художник отразил реалии нового времени, нового ритма жизни. Рисунки на развороте чаще располагались по диагонали, да и любимые Конашевичем орнаментальные элементы исчезли (см. приложение 3, рис. 15). Предметнее стали фигурки пожарных, а огонь лишился даже намека на антропоморфизм. Художник как бы приглушил яркость действия, он стал четче прорисовывать черной краской контуры героев и предметов, а контраст и противостояние красного и черного цветов исчезли.