Обзор и редакторский анализ детских изданий С.Я.Маршака, страница 3

Первое время издательства выпускали его книги без указания читательского адреса, однако позже в «Детиздате» стали выходить книги «для дошкольного возраста», «для младшего школьного возраста», реже «для маленьких». После смерти Маршака  издательства часто пренебрегали обозначением возрастной группы. Иногда к одному и тому же произведению  они указывали разный читательский адрес. Например,  «Пожар» в «Детской литературе»  издавался «для дошкольного возраста»[4], а в издательстве «Малыш» – «для старшего дошкольного и младшего школьного возраста»[5]. В девяностые годы ситуация не улучшилась,  и только к нулевым (первое десятилетие XXI в.) издательства стали вновь более четко указывать читательский адрес произведений Маршака: «для дошкольного возраста» и «младшего школьного возраста». В связи с этим выстраивать структуру диплома, исходя из читательского адреса изданий, не представляется возможным.

Другой спорный вопрос – определение жанровой формы произведений Маршака. Жанровый диапазон писателя огромен: стихи, загадки, считалки, переводные лимерики, рассказы и повести в стихах,  песенки, баллады и т.д. В ряде случаев исследователи творчества Маршака  не пришли к единому мнению в определении жанра произведения. Например, Б. Галанов в книге «С. Я. Маршак. Жизнь и творчество» определяет «Быль-небылица» как маленькую поэму[6], а составители собрания сочинений в 8-ми томах поместили произведение в раздел «Повести в стихах»[7].

В данной работе условно разделим литературное наследие Маршака для детей на стихи («Где обедал, воробей?», «Мороженное», «Пудель», «Вчера и сегодня», «Цирк» и др.); циклы стихов («Детки в клетке», «Разноцветная книга», «Веселое путешествие от А до Я», «Веселый счет» и др.); рассказы в стихах («Багаж», «Почта», «Усатый-полосатый», «Пожар», «Вот какой рассеянный» и др.); повести в стихах («Быль-небылица», «Ледяной остров», «Мистер Твистер», «Почта военная», «Война с Днепром» и др.); сказки в стихах («Угомон», «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке», «Сказка о глупом мышонке», «Дремота и зевота» и др.), а также пьесы, или пьесы-сказки («Кошкин дом», «Двенадцать месяцев»,  «Петрушка-иностранец», «Теремок», «Сказка про козла» и др.).

Маршак внимательно  следил за изданием своих произведений (даже сам занимался этим, работая главным редактором).  Для автора большое значение имело художественное оформление его книг, и писатель  старался привлекать к работе художников, которых знал лично или очень ценил как иллюстраторов. Издания, вышедшие при жизни писателя, отличаются от посмертных большей продуманностью в оформлении и подборкой материала в сборниках.

Цель данной работы – дать по возможности полное представление о том, как издавались и оформлялись произведения С. Я. Маршака в разные периоды.

Задачи диплома:

– систематизировать издания для детей, дать их обзор;

– сделать анализ художественного оформления ряда изданий с иллюстрациями признанных мастеров книжной графики.

Дипломная работа состоит из трех глав. В первой проводится обзор прижизненных детских изданий Маршака, поделенных на моноиздания и сборники. Во второй главе, поделенной по тому же признаку, дается обзор посмертных изданий писателя. В обзоре не рассматриваются собрания сочинений Маршака, так как они включают в себя не только произведения для детей, но и лирические, сатирические стихи, статьи, заметки,  воспоминания, прозу, эссе, а также переводы Шекспира, Бернса, Блейка и других. Не рассматриваются коллективные сборники, куда входили произведения автора, а также издания пьес Маршака для постановки в театре, так как там большое внимание уделяется  советам режиссеру.

В третьей главе проводится редакторский анализ художественного оформления детских изданий. Книги Маршака оформляли  многие  художники, но для анализа взяты издания с иллюстрациями самых известных мастеров, много работавших  с самим  автором, – это  В. Лебедев, В. Конашевич, А. Пахомов, Ю. Васнецов. Рисунки этих иллюстраторов, почти соавторов Маршака, стали поистине классическими. Для наглядности примеры иллюстраций представлены в приложении к дипломной работе.