Обзор и редакторский анализ детских изданий С.Я.Маршака, страница 5

В 1923 году Маршак написал «Сказку о глупом мышонке», которая тогда же была издана с рисунками В. Конашевича. Интересно,  что  сказка выходила в «Радуге»  под двумя разными названиями – «Сказка о глупом мышонке» и «О глупом мышонке». Современным читателям она знакома под первым названием, однако при жизни Маршака «Государственное издательство» и «Детгиз» использовали оба названия, при этом сам текст не менялся. В 1925 году сказка «О глупом мышонке» вышла уже  с рисунками В. Лебедева (переизд. 1926).

Стихотворение «Приключения стола и стула» с рисунками Б. Кустодиева увидело свет в 1924 году, а  в 1928 году  к нему сделал иллюстрации художник  М. Цехановский[11].

Стихотворение «Вчера и сегодня» с рисунками В. Лебедева было написано Маршаком в 1925 году и сразу же было издано. Книга выдержала три переиздания в 1926, 1927 и 1930 годах.

В 1925 году вышла книга «Загадки» с рисунками К. Петрова-Водкина, однако издание не стало популярным и в дальнейшем не переиздавалось. Возможно, это связано с тем, что оформление книги этим замечательным  русским художником  отличалось от привычных и узнаваемых рисунков Лебедева и Конашевича.  Петров-Водкин, используя в иллюстрациях орнаментально-декоративные элементы, все же трактовал стихи по-своему. Возможно, эта трактовка не понравилась читателю, а может быть и самому автору.

С рисунками В. Лебедева в 1925 году вышло стихотворение «Мороженное», которое в 1926 году было переиздано в измененном виде: сократилось количество страниц, и некоторые иллюстрации художником были перерисованы.

В это же  году увидело свет новое стихотворение «Цирк» с лебедевскими рисунками. В 1926 году впервые было издано одно из самых известных произведений Маршака – рассказ в стихах «Багаж» (переизд. 1927).

Одновременно с «Багажом» появились  еще два новых произведения Маршака, рисунки к которым также создал Лебедев. Это сказка «Как рубанок сделал рубанок» и стихотворение «Пудель».

Перевод английской баллады «Король и пастух» с рисунками В. Тронова вышел в «Радуге» в 1926 году. Это была единственная книга, над которой это художник и поэт работали вместе. Примерно тогда образовался еще один союз двух мастеров, оказавшийся более плодотворным. В результате первой совместной работы Маршака и М. Цехановского в 1927 году был издан  прекрасный рассказ в стихах «Почта». У этого рассказа необычная история, о которой будет упомянуто ниже.

Последняя книга писателя, вышедшая «Радуге» – пьеса «Петрушка-иностранец», написанная в 1927 году и изданная с рисунками В. Конашевича.

Всего за время работы Маршака в издательстве «Радуга» вышло 28 моноизданий его произведений, которые  были выпущены в мягкой обложке и без указания читательского адреса. Их тиражи сравнительно небольшие, в среднем 10 000-20 000 экземпляров.  Самым маленьким тиражом в 5 600 экземпляров вышел «Пожар» с рисунками В. Конашевича (1923), а самым большим – 50 000, – цикл стихов «Детки в клетке» с рисунками С. Олдина (1926).

Творчество Маршака постоянно находилось в центре внимания литературной критики, практически на каждое новое произведение сразу появлялись рецензии. Как сказано выше, в 1927 году писателя пригласили работать главным редактором ленинградского детского отдела «Госиздата» (ГИЗа), куда он перешел вместе со многими авторами и художниками. Параллельно Маршак работал и в издательстве «Молодая гвардия».

Государственное издательство (позже «Госиздат», ГИЗ) – первое крупное советское издательство, появившееся в 1919 году. Помимо выпуска книг, «Госиздат» занимался составлением единого издательского плана, руководил другими издательствами, осуществлял контроль за книгораспространением[12]. К концу 20-х годов издательство выпускало больше половины печатной продукции страны, расширяя год от года свою тематику. Возглавлять отдел детской литературы, появившейся в издательстве,  и был приглашен Маршак. Госиздат прекратил свое существование в 1930 году, а  на его базе было создано «Объединение государственных издательств» – ОГИЗ.