Обзор и редакторский анализ детских изданий С.Я.Маршака, страница 37

Иллюстраций к многочисленным изданиям «Багажа» Лебедев создавал на протяжении почти тридцати лет. За эти годы изменилась манера письма художника: постепенно он перешел от плакатного, даже карикатурно-гротескного, схематичного исполнения рисунков к тщательно прорисованным, реалистическим иллюстрациям. Отчасти изменения диктовались внутренней эволюцией мастера, отчасти – претензиями к  Лебедеву-авангардисту со стороны власти, требовавшей от всех советских художников работы в одном стиле – соцреализме.

Изменилась у Лебедева и техника исполнения: от цветной литографии к офсетной печати.

Также необходимо отметить, что иллюстрации к моноизданиям «Багажа» отличаются от  иллюстраций к этому произведению в сборниках.

При всех этих изменениях Лебедев оставался художником высокого класса, одним из лучших советских иллюстраторов детских книг.

§2. Издания в оформлении В. М. Конашевича

Владимир Михайлович Конашевич занялся живописью довольно рано. В детстве родители брали для него  уроки рисования, а в 1908 году Конашевич  поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он работал в различных направлениях: как художник и как книжный график, иллюстрируя взрослые и детские книги. В 1922-1924 гг. Конашевич был членом художественного объединения «Мир искусства».

В 20-е годы молодой график впервые обратил на себя внимание иллюстрациями к стихотворениям Фета и к повести Тургенева «Первая любовь». Позднее он иллюстрировал произведения А. П. Чехова, М. Горького, Н. В. Гоголя, К. А. Федина, М. М. Зощенко, Б. Л. Пастернака и Гейне.

Иллюстрирование детских книг Конашевич начал с азбук: «Азбука в рисунках» и «Розовая азбука», которые  были изданы в 1918 году товариществом Р.Голика и А. Вильборг. Но  как иллюстратор детской книги Владимир Михайлович начал активно работать с 1922 года. Он создавал  рисунки для книг, выходивших в издательствах «Начатки знаний», «Синяя птица», «Радуга» и других. Конашевич также сотрудничал с различными журналами: «Новый Робинзон», «Костер», «Мурзилка», «Звездочка» и другими.

С Маршаком художник познакомился в 1923 году и стал одним из первых иллюстраторов книг поэта. «С благодарностью и гордостью могу отметить, что первые мои книги для детей, вышедшие около сорока лет тому назад ("Дом, который построил Джек", "Пожар", "Сказка о глупом мышонке"), были украшены рисунками В.М. Конашевича»[55].

Творческое содружество авторов продолжалось на протяжении долгих лет. В.М. Конашевич был иллюстратором следующих книг С.Я. Маршака: «Веселое путешествие от А до Я», «Вот какой рассеянный», «Где тут Петя, где Сережа?», «Детям», «Дом, который построил Джек», «Загадки», «Перчатки», «Петя-попугай», «Плывет, плывет кораблик», «Пожар», «Сказки, песни, загадки», «Три сказки».

Конашевич, как выходец из «Мира искусства», удивительным образом соединил приверженность к классическим формам с современной экспрессией и чувством сегодняшнего дня.

«Над книгами для детей он всегда работал с полной отдачей и с глубоким пониманием психологии ребенка. Мастер, обладающий особым даром занимательного рассказчика, был глубоко убежден, — в рисунке все, что пойдет на пользу выразительности, будет хорошо, а что сверх и сделано только ради того, чтобы придать рисунку внешний "художественный" вид, то лишнее»[56].

Несмотря на то, что подход  Конашевича к иллюстрированию детских книг менялся на протяжении всей его жизни, одного принципа он придерживался всегда: рисунок должен быть ясный, четкий, законченный и выразительный.

Сам художник так определял свою манеру: «У меня, в моих рисунках, форма упрощена почти до предела, цвет доведен до 3–4 чистых красок, потому все ясно и четко. Последнему помогает то, что все лежит на чистой бумаге, без ненужных пейзажных или каких-то иных фонов»[57].