Обзор и редакторский анализ детских изданий С.Я.Маршака, страница 32

Средние тиражи издательства составляют 10 000 экземпляров, самым большим тиражом – 20 000 экземпляров – вышел сборник «Вот какой рассеянный» (2000), а самым маленьким – 7 500 – «Про все на свете. Веселый счет» (2008).

Известно, что «советская система книгоиздания базировалась на идеологически строгих и жестких плановых принципах выпуска книг. Количество издательств было невелико – основной выпуск книг на всю огромную страну фактически обеспечивали около 70 издательств, имевших, как правило, всесоюзный статус, большая часть из которых находилась в Москве и Ленинграде»[33], тематический план также «спускался сверху», а в книжной отрасли существовала жесткая цензура. При этом Маршак издавался много и качественно, его книги, выходившие в советское время, были сделаны так добротно, что сохранились до сих пор. Для изданий использовалась хорошая офсетная бумага № 1 или № 2.

В этот период издательства отдавали предпочтение выпуску моноизданий.  Они были более доступны, ведь издание небольшой книжки менее затратное  и, кроме того,  ее цена регулировалась государством. Однако и сборники находили своего читателя. Они выходили так же, как и при жизни писателя, и условно делились на два типа. Первый – книги в мягкой обложке, небольшого объема, часто не имевшие содержания. В них, как и в моноизданиях, основное внимание уделялось иллюстрациям. Второй – сборники в твердом переплете, объемом в среднем 150-200 страниц. Они часто снабжались вступительной статьей и оформлялись более сдержанно: с использованием черно-белых иллюстраций, которые не занимали много места (заверстывались на полях и не на каждой странице издания).

В девяностые годы ситуация на книжном рынке изменилась, а с ней поменялось и отношение к изданию детских произведений. Появилось много частных издательств, которые на первое место ставили получение материальной выгоды. При этом книги издавались небрежно, часто печатались на  газетной бумаге, со скучными иллюстрациями, без учета интереса и психологии маленького читателя. Это в полной мере коснулось и изданий Маршака.  В оформлении перестали использовать рисунки художников, которых любил и выбирал в союзники сам автор. Однако к концу девяностых у книг Маршака появились новые  иллюстраторы –  книжные графики М. Бондаренко, С. Бордюг, Н. Трепенюк, А. Борисов, Е. Соколов и некоторые другие. Они по-разному подходили к иллюстрированию, но их рисунки по-своему украшали  книги писателя. Эти художники продолжают сотрудничать с издательствами и в настоящее время. 

В девяностые годы стало выгоднее выпускать сборники, чем моноиздания. Для них требовалось меньше вложений, а  читателям дешевле было купить книгу, в которую входило несколько произведений автора.

В настоящее время читателям также выгоднее покупать сборники, ведь современное издательское дело развивается по законам рынка, и красивые качественные книги продаются по высоким ценам. Соответственно, покупатели отдают предпочтение  изданиям, которые содержат произведений больше, а стоят меньше. Зато и книги стали более яркими, красочными и качественными. Помимо работ новых художников со свежим взглядом на творчество Маршака, издатели вновь стали использовать иллюстрации В. Лебедева, В. Конашевича, Ю.Васнецова, А. Каневского и др.

Основным недостатком сборников как прежде, так и сейчас, является  отсутствие грамотной структуры издания: систематизации произведений внутри книги, отбора материала для изданий. Но иногда в сборниках встречается разделение текстов  по жанрам: «Сказки», «Стихи», реже «Переводы»; по циклам: «Детки в клетке», «Разноцветная книга», «Веселый счет»; существует и  структурирование одновременно по жанрам и циклам.

Хочется  пожелать издателям  выстраивать сборники более четко и грамотно. Например, оправданным можно считать деление сборника на разделы «Стихи», «Сказки», «Переводы». Возможен выпуск тематического сборника или  сборника переводных произведений.