Обзор и редакторский анализ детских изданий С.Я.Маршака, страница 44

В цветном варианте иллюстраций картинка осталась прежней, но появились  более четко прорисованные детали улиц, зданий и самих героев. Художник использовал в работе всего несколько цветов, умело подбирая их разнообразные оттенки. Этот вариант более живописный, позитивный, лучше передает  атмосферу города и его жителей. Рассматривая рисунки, читатель мог получить  представление об архитектурном облике города, общественном транспорте и даже о моде того времени (см. приложение 3, рис. 26).

Возможно, неспроста именно в это время появилось  такое патриотическое произведение Маршака, да еще и с иллюстрациями, выполненными  в стиле социалистического реализма, однако это нисколько не умаляет достоинства книги, созданной двумя замечательными мастерами.

§4. Издания в оформлении Ю. А. Васнецова

Юрий Алексеевич  Васнецов родился и вырос в старинном русском городе Вятке, где дома и церкви раскрашивали яркими красками, напоминающими по цвету известные всему миру игрушки, среди знаменитых русских умельцев – сундучников, кружевниц, игрушечников. В этом городе с красочными ярмарками, веселыми балаганами и шуточными шествиями Васнецову не надо было специально изучать народное творчество и постигать его своеобразие и красоту, потому что само это творчество постоянно было вокруг него. Даже мама художника – Мария Николаевна – была известной в городе кружевницей-вышивальщицей. В детстве Васнецов сам лепил и раскрашивал вятские свистульки, которые потом продавал на ярмарке. Еще юный рисовальщик  расписывал стены своей комнаты  различными  узорами, цветами, фантастическими зверями и птицами.

В 1921 году Васнецов уехал  в Петроград и поступил на живописный факультет Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ). Там начался  путь исканий художника, ведь долгое время его работы не воспринимались всерьез.

К иллюстрированию детских книг его привлек В. Лебедев, он и посоветовал направление, в котором художник работал потом всю жизнь: интерпретации тем и образов русского фольклора. Здесь в полной мере могла отразиться природная тяга Васнецова к юмору, гротеску и доброй иронии. У Васнецова появился собственный стиль,  который имел как своих почитателей и приверженцев, так и яростных противников. В течение многих лет  работы Васнецова признавались с трудом, в них находили только подделку «под примитивизм».

Уже в первых иллюстрациях к детским книгам художник создавал особую атмосферу сказки,  где пейзаж и животные видоизменяются. «То, что свойственно народной фантазии, – гиперболичность, повторность образов, неожиданная игра ассоциаций, смещение привычных понятий, опьянение эмоциональностью цвета, – все это подчиняется у Васнецова тому, чтобы веселые или страшные ситуации в сказке сразу были восприняты и прочувствованы ребенком. Иллюстрации Васнецова не похожи на народную игрушку, но они также фантастичны, условны и также жизненны, как она»[77].

Подход художника к рисованию напоминал то, как рисуют маленькие дети. Васнецов очень долго делал иллюстрации к книге, пренебрегая правилами организации процесса рисования. Листы, на которых он создавал свои картинки были зачириканы и замусолены цветными карандашами, к которым примешивались также акварель и гуашь. При этом рисунки не производили впечатление эскизно недоработанных или сделанных наспех. Было видно, что художник долго трудился над ними.

Однажды Васнецов получил заказ – сделать рисунки к стихотворению  С. Я. Маршака «Старушка»[78]. По сути,  делать надо было не совсем книжку, а длинную бумажную ленту, сложенную гармошкой – на одной стороне напечатаны стихи и рисунки, другая оставлена чистой. Всего пять рисунков с использованием двух красок: коричневой и синей. Васнецов с удовольствием согласился – так началась его совместная работа с Маршаком.