Обзор и редакторский анализ детских изданий С.Я.Маршака, страница 17

С. Я. Маршак умер 4 июля 1964 года в Москве в возрасте 77 лет. Его смерть вызвала большой общественный резонанс: в периодике появилось множество статей, посвященных памяти писателя. Литературное наследие Маршака оставило огромный след в детской литературе, и каждая юбилейная дата, связанная с жизнью и творчеством автора, отмечалась появлением новых публикаций. Произведения Маршака стали выходить гораздо чаще, чем при жизни писателя.

В данной главе проводится обзор изданий, вышедших с 1964 по 2012 годы. Глава разделена на два параграфа: моноиздания и сборники. Внутри параграфов издания располагаются в хронологическом порядке. В связи с тем, что количество книг, изданных за этот период, велико (более пятисот моноизданий и сборников), они рассматриваются по десятилетиям: за шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые, девяностые и нулевые (первое десятилетие XXI века) годы.

 §1. Моноиздания

В шестидесятые годы (1965-1969) книги Маршака в основном выпускали два крупных издательствах Москвы: «Детская литература» и «Малыш». Также его произведения выходили в московском издательстве «Советская Россия», ленинградском «Художник РСФСР» и киевском «Веселка». Всего в этот период вышло 57 моноизданий.

Наибольшее количество книг –  36 моноизданий – выпустило в этот период издательство «Детская литература». Благодаря нему в эти годы появились: «Багаж», «Детки в клетке», «Вот какой рассеянный», «Королевский бутерброд», «Круглый год», «Кошкин дом», «Кто колечко найдет», «Мистер-Твистер», «Мяч», «От одного до десяти», «Пожар»,  «Почта» и многие другие.

Чаще всего книги выходили с классическими  иллюстрациями тех художников, которые создавали свои рисунки еще при жизни Маршака. Например, в 1965 году в оформлении В. Лебедева вышло стихотворение «Багаж», а также «Кто колечко найдет?» (переизд. 1969). В 1967 году вышел  рассказ  в стихах «Усатый-полосатый» (переизд.  1968 и 1969).  В 1968  году «Детская литература» выпустила стихотворение «Цирк», а в 1969 году – книги «Мистер Твистер» и «Тихая сказка». Книги с рисунками этого большого художника были очень востребованы.

Издания с иллюстрациями  В. Конашевича также пользовались популярностью  у читателя, и в 1965 году появились рассказы в стихах «Вот какой рассеянный» и «Пожар», которые переиздавались без изменений в 1969 году и в 1966 году соответственно. В 1966 году издательство выпустило стихотворение «От одного до десяти. Веселый счет», а в 1969 году – азбуку в стихах «Про все на свете».

С рисунками А. Ермолаева вышли две книги: в 1965 году стихотворение «Круглый год» (переизд. 1967) и в 1967 году рассказ в стихах  «Быль-небылица».

Также в «Детской литературе» в 1966 году появилась книга стихов «Детки в клетке» с рисунками Е. Чарушина, (переизд. 1967) и «Рассказ о неизвестном герое» с рисунками А. Пахомова. Это издание так полюбилось читателю, что выходило еще три раза с 1967 по 1969 годы, и стало самой переиздаваемой книгой в этот период. 

Одна из лучших книг ХХ века, любимая многими поколениями детей в нашей стране – пьеса «Кошкин дом» с иллюстрациями Ю. Васнецова была издана в 1968 году.

В шестидесятые  «Детская литература» сотрудничала также с художниками, которые прежде не создавали иллюстраций к произведениям Маршака. Например, появились книги  с чудными рисунками Е. Мешкова –  «Королевский бутерброд» (1965), «Пожар» (1968) и иллюстрациями К. Кузнецова – «Сказка о глупом мышонке» (1968).  Работы художника К. Кузнецова чуть позже еще будут востребованы, а вот книги с рисунками Машкова, к  сожалению, так и останутся раритетом. Неизвестно, с чем это связано. Возможно, издателям показалось, что работы этого оформителя не соответствовали  духу произведений Маршака.

Все моноиздания выходили в мягкой обложке, исключение составила пьеса «Двенадцать месяцев» с иллюстрациями  Л. Зусмана, вышедшая в 1967 году в твердой обложке.  Практически все книги не имели титульного листа, выходные данные располагались на задней стороне обложки.  В тех редких случаях, когда титульный лист присутствовал, он становился как бы частью иллюстраций, гармонично вписываясь в оформление книги.