Обзор и редакторский анализ детских изданий С.Я.Маршака, страница 29

Сборники выходили сравнительно небольшими для того времени тиражами: в шестидесятые годы – от 30 000 до 50 000 экземпляров, в семидесятые и восьмидесятые тиражи увеличились до 100 000-150 000 экземпляров.

В девяностые годы (1991-1999) сборников вышло несколько больше, чем в советский период, – 50 изданий.

Сборники, как и моноиздания, в этот период выходили не только в московских и санкт-петербургских издательствах. Тульское издательство «Сантакс-пресс», тверское – «Мартин», минское –  «Оракул», ростовское – «Книга» и Красноярское книжное издательство выпустили по одному сборнику. Например, «Сантакс-пресс» – «Про все на свете» с рисунками А. Шахгельдяна (1997),  «Оракул» – «Горя бояться - счастья не видать» с рисунками В. Клименко (1996).

Но основным издателем Маршака была Москва: сборники  выходили в  «Ониксе», «Самоваре», «Малыше», «Доме», «Стрекозе», «Оракуле», «Махаоне», «Искателе», в издательствах «Росмэн», «АСТ» («Планета детства») и многих других. Однако за десятилетие каждое из них выпустило не больше  двух-трех его книг.

Составители сборников в девяностые годы редко использовали  рисунки  В. Лебедева, В. Конашевича, А. Пахомова и других мастеров. С рисунками В. Гальдяева  вышло только  четыре сборника: в «Малыше» – «Вчера и сегодня» (1991), в «Доме» – «Вчера и сегодня: Стихи, сказки, прибаутки» и «Королевский бутерброд» (1995), и в «ЭКСМО-Пресс» – «Веселое путешествие от А до Я» (1998).

Также в этот период вышли всего три книги с рисунками В. Лебедева: переиздание наиболее популярного в советский период научно-массового сборника «Сказки, песни, загадки; Стихотворения; В начале жизни: Страницы воспоминаний» («Детская литература», 1998), «Стихи и сказки» («Планета детства», 1999) и «Сказки, песни, загадки» («Красноярское книжное издательство», 1994).

Практически все сборники иллюстрировали художники, прежде не создававшие рисунки к произведениям Маршака: А. Шер, А. Шахгелдян, С. Бордюг, В. Коркин, Е. Подколзин, А. Попугаева,  И. Новиков, А. Кардашук и другие. Наибольшее количество книг оформил  художник А. Шахгелдян:  «Про все на свете» («Сантакс-пресс», 1996, переизд. 1997),

«Про все на свете» («Стрекоза»  1998, переизд. 1999), «Вот какой рассеянный» и «Разноцветная книга» («Искатель», 1998). 

Как правило,  сборники, выходившие в этот период, имели твердую обложку и были небольшими по объему (100-120 страниц). Структурированию сборников не уделялось должного внимания. Даже в тех редких случаях, когда издатели пытались систематизировать произведения, они зачастую допускали ошибки. Примером может послужить сборник «Усатый-полосатый» с рисунками Г. Юдина, вышедший  в московском издательстве «Мартин» (1996). Сборник поделен на следующие разделы: «Начинается рассказ», куда помимо рассказов в стихах были включены просто стихи («Радуга-дуга», «Великан», «Мяч»),  и «Сказки», куда почему-то попало  стихотворение «Кораблик». Неясно, зачем вынесены за пределы разделов и вообще были включены в этот сборник циклы стихов «Детки в клетке» и «Веселый счет», стихотворение «Цирк» и переводной лимерик «Дом, который построил Джек».

Пример удачно структурированного сборника, в котором содержание было поделено на разделы  –  книга «Вчера и сегодня» с рисунками В. Гальдяева («Малыш», 1991) . Она была составлена так: «Вчера и сегодня» (стихи разных лет), «Хоровод» (чешские народные песенки и прибаутки), «Дружная семейка» (из английской народной поэзии). Название каждого из разделов дано по первому произведению, а также дано указание на перевод.

Но иногда составители сборников даже забывали  указывать, где переводной текст, а где собственные  стихи Маршака. Порой неясна причина включения в сборник того или иного произведения. Например, в 1998 году в московском издательстве «Эксмо-пресс» вышел  сборник «Веселый счет от одного до десяти». В сборник вошли «Десять рассказов», «Живые буквы», «Рано вставать, рано в кровать», «Первый день календаря», «Друзья-товарищи» и «Веселый счет. От одного до десяти». По какому принципу отбирался материал – неясно.