Комплексное научное исследование проблем охраны труда, страница 43

Исследования причин и факторов травматизма проводились различными методами: по актам нормы Н-1; непосредственно изучением их на рабочих местах; с использованием данных системно-структурного анализа в техпроцессах и др.

На базе этого были разработаны новые направления по снижению производственного травматизма.

Так использование первого метода позволило выявить, что по организационным причинам происходит 80 – 90% несчастных случаев, по техническим – 5-20%, из-за ошибочных действий – около 53%.

Анализ материалов, полученных вторым методом, показал, что долю травмоопасности формируют: нарушение норм промышленной санитарии – 18%, сознательное нарушение правил ТБ – 18%, конструктивные недостатки – 16%, нарушения режимов труда – 13%, незнание правил и инструкции – 12%, недостаточный надзор за производящимися работами – 10%, ошибки в организации рабочего места – 6% и др.

Системно-структурным анализом травматизма по третьему методу установлено, что основными причинами травматизма на подвижных местах являются: неправильные действия рабочих – 42%, неправильные действия руководителя – 18%, недостатки рабочего места – 25%, недостатки, присущие изделиям, материалам и отходам производства – 16%, недостатки машин, приспособлений, инструментов – 6%.

На стационарных рабочих местах соответственно такими причинами являются: ошибочные действия рабочих – 72%, ошибочные действия руководителей – 10%, недостатки машин – 9%, недостатки инструмента – 2%, недостатки приспособлений и рабочего места – по 1,5% каждый.

Применение методов структурного анализа производственного травматизма (на основе теории эргатических систем) показало, что основными структурными составляющими для исследования факторов производственных опасностей предприятия являются множества следующих элементов:

-  для рассматриваемой эргатической системы «человек – машина - среда» - отдельные звенья «человек», «машина», «среда», так и их сочетания как комплексных звеньев системы;

-  на основе применения модели трудового процесса – здания, помещения, сооружения; человек-оператор, машинный фактор, материалы, отходы, приёмы труда, продукты труда, параметры производственной среды;

-  при анализе причинно-следственных элементов травматизма – характеристики травмы, несчастного случая, травмирующий объект, факторы травматизма, причины травматизма.

Разработка и применение в исследованиях комплексных критериев оценки опасности структурных объектов и элементов предприятия (основанных на применении эргатических систем), изучение причин травматизма (с помощью разработанных комплексных показателей) и всесторонний анализ результатов этих причин (с применением вычислительной техники) позволили установить взаимное влияние и значение для профилактики травматизма этих трех элементов, а в дальнейшем структуру рассматриваемых выше факторов и причин травматизма для предприятий отрасли промышленности – машиностроения. При этом были оценены и весовые величины возникающей опасности в машинном и человеческом факторах, различной сложности их взаимодействия (ЧМС – стационарные рабочие места, ЧРМС – нестационарные рабочие места) в единой системе «человек – машина - среда» (СЧМС), а также тенденции (характер изменения величины по годам).

На основании такого анализа и оценки эргатической СЧМС были получены практические результаты для выбора основных направлений в профилактике производственного травматизма на предприятиях, которые сформулированы следующим образом:

-  уровень значений опасных действий работающих в отрасли достаточно высок, однако, тенденции направлены в сторону их уменьшения;

-  уровень значений опасных условий (состояние производственной обстановки и т.д.) значительно ниже уровня значений опасных действий с не изменяющейся тенденцией;

-  уровень значения комплексных показателей оценки опасности имеет тенденцию к возрастанию для различных предприятий и значительный разброс значений. Это вызвано существенным влиянием на показатели группы случаев с тяжелым и смертельным исходом, обусловленных, как правило, опасными (ошибочными действиями человеческого фактора);