Комплексное научное исследование проблем охраны труда, страница 23

Сложность успешного решения проблемы управления охраной труда обусловлено не только необходимостью правильного применения средств морального, материального стимулирования и наказания виновных лиц, но и обуславливает необходимость существенного улучшения научно-технической подготовленности работников служб охраны труда, повышение их профессионального мастерства, вместе с тем, все это способствует улучшению производственной технологической и трудовой дисциплины.

Эффективность мер воздействия моральных, материальных стимулов и наказания определяется их содержанием, отношением персонала к каждому неправильному поступку и продолжительности срока его совершения, стабильностью дисциплинарной практики, уровню сознательности коллектива и общественного мнения, справедливостью и обоснованностью мер взыскания.

Практика показывает, что стимулы морального и материального поощрения в практике борьбы с травматизмом являются более действенными по сравнению со стимулами наказания, а стимулы материальной заинтересованности не только постоянно действующими, но и часто решающими в характере принимаемых решений и действий работников службы охраны труда.

За основу материального стимулирования в КСУОТ принимается дискретное распределение премиального фонда в зависимости от выполнения (невыполнения) определенного объема работ, достижение (снижение) планируемых уровней показателей безопасности труда. В положениях о материальном стимулировании по охране труда ряда производств предусматривается снижение установленного уровня премии для каждого работника в зависимости от тех или иных упущениях в охране труда, в других – такие рекомендации отсутствуют. Наиболее целесообразно в этом случае за основу принять формирование коэффициента качества работ – Кр в комплексной системе управления качеством работ (КСУКР).

Основные факторы, которые являются основанием к премированию (депремированию) при этом, будут являться: отсутствие несчастных случаев, аварий, запрещение работ и остановок оборудования по причинам нарушения норм и правил ОТ, улучшение санитарно-гигиенических условий труда, выполнение всех пунктов плана, предупреждение несчастных случаев, профзаболеваний и улучшение условий труда, выполнение всех мероприятий кол.договора, предписаний, приказов и указаний по технике безопасности и промсанитарии и отсутствие грубых нарушений правил безопасности и санитарных норм.

В работе /79/ за основу материального стимулирования автора КСУОТ был принят перечень требований нормативных документов, подлежащих выполнению в подразделениях, по которым рассчитывались коэффициенты технической и общей безопасности, а также управления охраны труда.

При этом недостатки, применяемые в то время в системе стимулирования за достижения ОТ было отсутствие единого комплексного показателя, который является не только показателем качества управления в КСУОТ, но и одновременно стимулирования за более высокие показатели безопасности труда, достигнутые в СУОТ.

Учитывая, что основой обеспечения управления является производственный участок, применен комплексный критерий (3.16.), а для систем в целом – (3.15.), которые наиболее полно отражают уровень достигнутых результатов в управлении ОТ. Критерий (3.16.) принимается за основу стимулирования (или депримирования) достигнутых результатов по совершенствованию охраны труда.

Расчет величин премии или депримирования производится по полученной формуле (4.1.) в зависимости от роста или снижения уровня комплексного показателя (3.16.) и коэффициента стимулирования:

где КРМ, КРМ(Э) – соответственно замеренное и эталонное значения показателя опасности на рабочем участке (месте);

Р1 – единичная сумма премии;

КС – коэффициент стимулирования;

К – коэффициент пропорциональности.

Как покали распределения весовых величин травматизма: от неправильных действий администрации (мастер, нач.цеха, гл.инженер и др.) происходит 20% НС, КС = 0,2; от ошибочных действий рабочих происходит 50% НС, КС = 0,5; для лиц надзора, от которых зависит устранение факторов опасного условия и действия (службы механика, энергетика, контроля и надзора) в 30% НС, КС = 0,3.