Комплексное научное исследование проблем охраны труда, страница 16

Таким образом НС есть сложное переплетение (ЧФ) и машинного факторов (МФ).  

Используя материалы исследований закономерностей появления факторов травматизма и вызывающих их причин модель СЧМС и причинно следственно модель формирования НС, были определены пути формирования травмоопасности производства (рис. 3.4.), первостепенное место здесь отведено экономическим фактором, выступающим как критерии эффективности производства.

Производственная обстановка часто воздействует на человека при наличии случайных факторов запнулся, недосмотрел, зашел в опасную зону и т.п. Это обстоятельство указывает на то, что в появлении НС определенную роль играют 2 группы травмирующих факторов: объективно существующие в производственной обстановке и случайные, управлять которыми представляется сложными.

Таким образом, применяя аналитические методы поиска источников опасности, использующие модели эргономики, трудового процесса и несчастного случая, с учетом связи между ними, получены совокупности факторов травмоопасности, находящиеся в единстве, которые могут быть оценены как структурно, так и количесвенно:

,                                                              (3.1.)

где Рt(c) – частности всех факторов СЧМС за период;

ФI, ФII, ФIII, - соответственно совокупности факторов;

(I - причинно-следственных элементов НС,  II – структурных составляющих СЧМС, III – факторов вне предприятия).   

Изучение научных источников и исследование степени влияния признаков факторов на травматизм позволило разработать структуры влияющих факторов, показанных на рис. 3.5. Они явились основной для проведения исследований и разработки машинного классификатора факторов травмоопасности. В общем случае опасность его оценивается частностью НС j-го фактора, т.е.

                                                                 (3.2.)

где - частности НС от j-го фактора;

 - кол-во НС j –го фактора за период t;

 - количественная величина j-го фактора.

Исходя из принятой модели причинно-следственной связи травматизма представляется возможность сформулировать основные термины и положения в профилактике травмоопасности следующим образом:

ТРАВМА – это элемент подследственных явлений НС (повреждение организма человека), который рассматривается в части решения организационных вопросов предупреждения НС, оказания первой помощи и лечения пострадавшему;

ПРИЧИНТЕЛИ – это необходимые элементы (части, детали и т.п.) машин, механизмов и т.д. непосредственно причиняющие травму (устранить которые практически невозможно). Путь к снижению действия причинителей на человека может осуществляться посредством использования технических, организационных и индивидуальных средств защиты;

ФАКТОРЫ – потенциально опасные побудители НС, которые должны выявляться, квалифицироваться, определяться на значимость их воздействия по отношению к НС и соответственно этому устраняться. 

ПРИЧИНЫ – с НС находятся с факторами в причинно-следсвенной взаимосвязи и могут выявляться квалифицированными специалистами в результате расследования и построения моделей причинно-следственной связи НС. Таким образом в общем случае, снижения производственной опасности должно осуществляться в направлении уменьшения влияния факторов в цепи причинно-следственной структуры несчастных случаев, рассматриваемой эргатической системы «человек – машина - среда» как непосредственно в пределах данного предприятия так и вне его территории.


3.3. Аналитический метод и комплексные критерии для оценки травмоопасности промышленного производства

При проведении профилактической работы по безопасности труда важно иметь укрупнения объективные данные, переменные значения величин, характеризующие опасность производственной обстановки. Такого рода величины обобщающие критерии безопасности обязательно должны содержать комплексную оценку травмоопасности, возникающей не только от машинного, но и еще всего человеческого фактора; практика показывает, что часто обслуживающим персоналом, несмотря на строгую регламентацию  в работе, обучении и тренировки допускаются в своей работе ошибки, следствием которых является травматизм и аварии. Вместе с тем на «надежную» работу человека – оператора влияет факторы производственной среды, машин, а также психофизиологические и анатомические особенности.