Комплексное научное исследование проблем охраны труда, страница 40

По конструктивному решению остальная площадь звукопоглощения заполнялась штучными поглотителями, акустическими экранами, подвесным потолком. Общий вид применяемых конструкций для звукопоглощения, разработанных для цеха-автомата, приведен на рис. 5.13. Расчетная эффективность снижения шума при внедрении предложенных решений составляет не менее 5 дБ.


5.4. Борьба с шумом загрузочных металлических направляющих труб станков-автоматов.

Одним из основных источников шума станков-автоматов являются загрузочные механизмы – металлические направляющие трубы, опирающиеся на металлические опоры. Во время работы станка длинный пруток (заготовка) совершает вращение со скоростью до 1500 об/мин и при этом ударяет о металл трубы, которая и излучает шум.

Снижение шума таких труб обычно осуществляется на путях поиска эффективной упругой связи между элементом, по которому происходит удар, и наружной оболочкой. Упругая связь осуществляется при помощи амортизаторов, эластичных труб, пружин, вставок, прокладок и т.п., выполненных из материала, имеющих различные упругие характеристики. Анализируя этот процесс нами был сделан вывод, что в рассматриваемом процессе борьбы с шумом не в полной мере использованы принцип и возможности вибро- и шумопоглощения в круглых оболочках. Соответственно этому для выбора соответствующих эффективных звукопоглощающих материалов (ЗПН) при решении данной задачи были проведены экспериментальные исследования, существо которых состояло в следующем.

В качестве экспериментального стенда применен станок типа ТВ-4 с необходимыми приспособлениями, рис. 5.14. Экспериментальным образцом служил укороченный элемент конструкции направляющей трубы, состоящей из стальных цилиндров диаметром 48 мм (поз. 4) и 22 мм (поз.3), с толщиной стенки 2 мм. Между двумя цилиндрами, изолированными резиновыми втулками, помещались различные ЗПМ. Шпиндель 1 станка приводился во вращение со скоростью 700 об/мин и эксцентриковым прутком 2 ударные нагрузки передавались на внутренний цилиндр (поз.5). Внутренний цилиндр в экспериментальных образцах выполнялся как с перфорацией отверстиями диаметром 5 мм с шагом 10 мм по квадратной сетке, так и без неё. Измерения проникающего шума на внешнюю оболочку трубы производились микрофоном шумомера для измерения в свободном звуковом поле, размещенном в середине трубы, на расстоянии 20 мм от её поверхности.

Результаты измерения шума на поверхности экспериментальных образцов не перфорированной и перфорированной внутренней трубе для различных наполнителей показало, что:

1.  Эффективность звукопоглощающих материалов, помещенных между внутренними и внешними металлическими оболочками изменяется в следующей последовательности (в порядке понижения эффективности): поролон, войлок, древесные опилки, пористая резина, песок.

2.  Перфорация внутренней втулки приводит к увеличению звукопоглощающих свойств направляющей трубы, рис. 5.15., 5.16.

Результаты исследований легли в основу разработки новых конструкций глушителей направляющих труб, схемы которых приведены на рис. 5.17. Семь образцов различного конструктивного исполнения таких глушителей, были изготовлены и в заводских условиях проведены их рабочие испытания, результаты которых, т.е. шумовые характеристики станков 1Д118 и В-42 при обычно применяемых и новых направляющих трубах, показаны на рис. 5.18.

Анализ шумовых характеристик станков при установке направляющей трубы новой конструкции показывает, что шумовая характеристика станка при этом существенно улучшается, т.е. шум снижается во всех октавных полосах частот до 11 дБ. Результаты измерения рабочих характеристик направляющих труб различных конструкций показаны на рис.5.18.: 1 – направляющая труба с пружинным амортизатором (старая конструкция); 2 – направляющая труба новой конструкции (рис. 5.18.,позиция 3) и 3 – с перфорированной внутренней трубой на резиновых кольцах и с поролоновым наполнителем.