Комплексное научное исследование проблем охраны труда, страница 17

Таким образом, производственная опасность часто вызывается не только машинами, но и человеческим фактором. Если рассматривать взаимодействие между человеком и машинным фактором, как эрготическую систему, то в общем ее опасность может быть описана уравнением вида:

Рс(t) = Ph ´ Pм,                                                                                                  (3.3.)

где Рс(t) ;Ph;  Pм – соответственно опасность системы, вызываемое человеком и машиной за период t.

Таким образом, опасность данной системы определяется как произведение опасности, возникающей от человеческого и машинного факторов.

В работе /137/ показано, что вероятность безопасной работы Рt - пропорциональна надежности системы Rc(t), т.е.

Рt= a Rc(t),                                                             (3.4.)

где a - коэффициент, характеризующий долю отказов системы по причине несчастных случаев.

Вместе с тем, уравнение для надежности системы имеет вид:

Rc(t)  = Rh ´ RM,                                                      (3.5.)

где Rc(t)  ;Rh ; RM – соответственно, надежность системы, человеческого и машинного факторов.

Заменяя в (3.4.) Rc(t) из (3.5.) получим:

Rt= a ´ Rh ´ RM                                          (3.6.)

Представим величину a, как произведение коэффициентов, характеризующих долю отказов системой человеческого и машинного факторов, тогда уравнение (3.6.) будет иметь вид:

Rt= (a1 ´ Rh) ´ (a2 ´ RM ),                              (3.7.)

где a1´ Rh – величина характеризующая опасность, возникающую от машинного фактора (a2 – определяет долю отказов вследствии НС от машинного фактора).

Переписав (3.7.) соответственно значениями полученных величин, имеем:

Rt=  Rh´ RM                                                                  (3.8.)

3.4. Комплексные критерии оценки безопасности систем «человек – машина - среда», «человек – рабочее место - среда»

Теоретические основы оценки опасности производства реализованы в методик оценки объектов комплексными показателями.

Количество травм в объекте принимается за комплексный показатель действия различных факторов среди и машин (т.е. конструктивных, эксплуатационных характеристик помещений и оборудования и т.д.), непосредственно вызывающих травм людей или действующих на психологические процессы человека и функциональное состояние его организма, побуждающих его к ошибочным действиям.

Комплексные критерии безопасности определяются относительной частотой (НС), происшедших от опасных действий и опасных условий в системах ЧМС или ЧРМС за период по формулам:

                                                                          (3.9.)

                                                          

где Кh и Кhp  - комплексные критерии, характеризующие человеческий фактор в системе;

КМ и Кр – соответственно определяют в данных системах роль машинного фактора.

Еh, EM – число несчастных случаев, вызванных ЧФ и МФ;

Рм, Рр – число работающих в системах ЧМС  и ЧРМС;

GM, Gp – число машин в системе ЧМС и число рабочих мест в системе ЧРМС;

КМС, КРМ, КС – соответственно критерий, характеризующий безопасность системы ЧМС и ЧРМС, СЧМС.

По данной методике были проведены исследования на пяти машиностроительных предприятиях (определены значения входящих в приведенные выше зависимости, предложенные диссертантом на основании ряда лет), определены комплексные критерии (3.9.-3.15.) и установлены тенденции их изменения.

Таким образом, расчетный анализ позволил сделать ряд важных выводов для рассматриваемых эргатических систем. Так, для стационарного рабочего места системы ЧМС установлено, что изменение числа НС, вызванных опасными действиями (Еh), по исследованным предприятиям имеют тенденцию к снижению, что свидетельствует о том, что проведенные на них мероприятия по пропаганде техники безопасности дают ощутимый эффект. Вместе с тем, число НС, вызванных опасными условиями (ЕМ), за данный период изменилось незначительно, что говорит о недостаточной эффективности профилактической работы (разработка новых технических средств безопасности), направленной на уменьшение числа факторов опасных условий.