Комплексное научное исследование проблем охраны труда, страница 14

При решении задач уменьшения производственных опасностей возникает необходимость изучения человека – оператора, характеристик машины и др., это затрудняется отсутствием научно-обоснованных количественных методов, сложностью их взаимодействия, и самого травматизма, как случайного явления.

Важнейшим направлением в безопасности труда является улучшение машинного фактора, т.е. автоматизация и механизация производственных процессов. Однако, с внедрением механизации и автоматизации технологических процессов в машиностроении, развитием роботизации и гибких автоматизированных производств, еще не исключается полностью производственная опасность и травматизм. Кроме того, существует достаточно большой класс машин, автоматизация которых сегодня и в ближайшем обозримом будущем в эргономическом смысле не может быть осуществлена ввиду уменьшения надежности работы ряда специфических процессов и машин, а также с точки зрения роли человеческого фактора.

Поэтому данная проблема может быть решена не только совершенствованием машинного фактора, но и улучшением деятельности человека в комплексе с работой самой машины, рассматривая их как единое целое, т.е. эргатическую систему. При таком решении проблемы может быть только комплексный подход, учитывающий требования как человеческого, так и машинного факторов. Такой комплексный подход как при проектировании, так и при эксплуатации станков и оборудования позволяет учитывать не только параметры машин, но и психофизиологические, анатомические, гигиенические и др. требования, предъявляемые к человеку – оператору. Т.о., начиная со стадии проектирования, любая задача в этом плане не должна рассматриваться изолированно, а во взаимосвязи единой сложной эргатической системы «человек – машина – среда » (СЧМС).

Исследования /21, 100/ показали, что СЧМС целесообразно применить для выявления факторов травмоопасности предприятия (рис. 3.1). В упращенном виде требования к элементам СЧМС применительно к решению вопросов ОТ, при управлении ОТ могут быть сформулированы следующим образом.

Машина должна надежно выполнять свои функции, т.е. работать надежно, не нарушать экологического равновесия окружающей среды, обеспечивать полную безопасность рабочего и способствовать гармоническому развитию человеческой личности в процессе труда.

Человек – оператор должен иметь соответствующую квалификацию и устойчивую работоспособность, исключающую появление факторов, вызывающих травматизм и профессиональные заболевания, при этом для снижения травматизма требуется не только учитывать травмоопасные факторы, но и решить задачу оптимальной нагрузки, которая позволяла бы восстанавливать затраты физической и нервной энергии, таким образом исключая влияние утомления на травматизм.

Окружающая среда должна содержать количество вредных веществ и др. факторы, комплексное действие которых исключает вредное и опасное воздействие их на человека.

Рассматривая промышленное предприятие как комплексную СЧМС нетрудно сделать вывод, что она имеет сложную структуру информационных и оперативных элементов, включая сюда и элементы принятия решений, т.е. её можно дифференцировать на подсистемы. В свою очередь, элементы системы могут быть разделены на группы по признаку их сложности, важности и др. факторам.

Например, система СЧМС предприятия может быть разбита на подсистемы: «человек – машина – среда »(ЧМС) и «человек – рабочее место – среда »(ЧРМС). Подсистема ЧРМС относится к такому взаимодействию человека с машиной, когда рабочее место, с меняющимися объектами взаимодействия, в такую подсистему можно включить сборочные и слесарные работы и др.

Степень сложности систем и подсистем – неравнозначна, так, например, подсистема ЧРМС для механического цеха можно выделить следующие уровни взаимодействия человека и машины: «человек - инструмент»; «человек - машина»; рабочая группа и др.

Т.о., цех и завод в целом являются весьма сложными по организации системами ЧМС, в которых проявляются различной сложности формы взаимодействия элементов отдельных подсистем.