Комплексное научное исследование проблем охраны труда, страница 38

Измерения на рабочих местах проводились в соответствии с требованиями ГОСТ 20445-75. При этом учитывая, что плотность оборудования в цехах высока, а рабочие места не постоянны, цех был разделен на квадраты, в которых измерялись спектры шума в октавных полосах частот. Результаты обработки экспериментальных данных измерения спектров шума на рабочих местах сведены в табл. 5.2.

Величины допустимых спектров уровней звукового давления и поправки к ним, учитывающие спектр и суммарную длительность действия шума на работающих в течении смены 8 часов, были определены в соответствии с ГОСТ 12.1.003-83.

Анализ результатов измерения уровней звукового давления в октавных полосах частот и сравнение их с предельными значениями позволило сделать вывод о том, что на всех рабочих местах они превышают предельные значения (см. табл. 5.2.).

Анализ шумовых характеристик станков показывает, что вклад звуковой мощности различных станков в шумовой фон цеха различен и колеблется в различных октавных полосах с разностью уровней от 7 до 13 дБ. Превышение уровня технологической операции над уровнем шума холостого хода (без обработки) в октавных полосах частот составляет 1-2 дБ.

Для поиска конкретных источников шума станков-автоматов произведены измерения уровня звукового давления с поверхностей, излучающих шум,  одного (наиболее типичного) станка в поперечном и продольном направлениях на расстоянии 20 мм от его поверхности. Измерения показали, что наибольшими излучающими поверхностями станка являются: коробка скоростей, электродвигатель и передняя бабка (рис. 5.10., 5.11.). Основными источниками шума являются удары обрабатываемого изделия о направляющую трубу – (94-105 дБ), резка металла – (106-110 дБ), работа электродвигателя – (92-110 дБ) и коробка скоростей – (92-100 дБ).

Анализ материалов экспериментальных исследований явился основой для разработки мероприятий как по борьбе с шумом в источнике его возникновения, так и в направлении улучшения акустических характеристик данного рабочего помещения, т.е. цеха станков-автоматов.

Анализ показал, что наиболее эффективным мероприятием по снижению шума непосредственно самих станков-автоматов является звукоизоляция источников шума. Соответственно этому были разработаны конструкции звукоограждающих устройств. В них использована способность тонкостенных оболочек оказывать инерционное сопротивление звуковым волнам, распространяющихся в воздухе, с учетом массы, частоты и плотности ограждающей поверхности; одновременно с этим была повышена их эффективность за счет применения комбинированных экранов, использующих принцип звукоизоляции и звукопоглощения.

Анализ экранов показал, что различные методики расчета в конечном результате ориентируются на эффективность звукоизоляции материала, а не конструкцию, в которой этот материал применяется; соответственно этому, реальный эффект рассчитываемого экрана значительного меньше ожидаемого, что и учитывалось поправочным коэффициентом.

В развитии экспериментальных исследований и внедрения их результатов в производство были выполнены чертежи ограждающих комбинированных устройств для экранирования рабочей зоны станка-автомата В – 30 и электродвигателя /53/.

Для снижения излучающей способности шума коробок скоростей данной группы станков проведены работы по уменьшению виброактивности и шумоизлучения с крышек коробок скоростей. В этих целях на их поверхности (площадь 5 м2) наносилось мастичное покрытие следующего состава: поливинилацетатная эмульсия (3,75 кг), фенолоспирт (1,9 кг), 20%-водный раствор ортофосфорной кислоты (0,450 кг), пылевидный кварц (4,2 кг) и для более вязкой консистенции и возможности нанесения мастичного покрытия с помощью шпателя после перемешивания  к указанному составу добавляется технический тальк. Было выполнено мастичное покрытие крышек (толщина металла 4 мм) коробок скоростей у 20 станков (толщина слоя наносимого мастичного покрытия составляло 4 мм). Для снижения затрат на последующую окраску и сохранения эстетического вида станков покрытие поверхности осуществлялось с внутренней стороны. Опыт показал, что после протирки крышек от смазки и обезжиривания бензина наносимый слой мастики через 6 часов надежно схватывался с окрашиваемыми поверхностями. Результаты измерения излучающей способности поверхности крышек коробок скоростей, покрытых мастикой и без мастичного покрытия, показаны на рис. 5.12.