Радиально-кольцевые транспортные узлы характерны для крупных городов и столиц государств, где они имеют обычно несколько колец железных и автомобильных дорог с радиусами и диаметрами внутри города.
Радиально-полукольцевые транспортные узлы больших городов, расположенных на берегах морей, крупных озер или искусственных водохранилищ, а иногда и у крупных рек, имеют по одному кольцу или несколько полуколец.
Комбинированные транспортные узлы представляют сочетание: тупикового железнодорожного и радиального автодорожного узлов с прямоугольной или радиальной планировкой уличных сетей; железнодорожного узла с параллельными ходами, прямоугольной планировки и радиального автодорожного узла; железнодорожного узла, вытянутого в длину, или с параллельными ходами с радиальной планировкой и радиальным автодорожным узлом.
Одному и тому же типу транспортного узла может соответствовать большое количество вариантов и разновидностей схем, различающихся отдельными деталями, но объединяемых общими закономерностями развития, характерными устройствами и условиями эксплуатации. В процессе развития транспортные узлы могут иметь переходную, промежуточную форму.
Границами транспортного узла являются пункты слияния подходящих к узлу линий и пункты, производящие работу по распределению прибывающих поездов (машин, судов) — по главному ходу, обходу, кольцу и внутри — узловым соединениям. По каждому виду транспорта устанавливается самостоятельная граница:
для железнодорожного транспорта — предузловые посты, разъезды или станции;
для водного транспорта — портовые станции, причалы, отдельные каналы и другие устройства;
для автодорожного — по грузовому движению, аналогично границе железнодорожного узла, а при отсутствии автодорожных кольцевых линий, обходов и соединений — по окраине города, для пассажирского — условными (размеры пассажиропотоков и характер движения) и конечными пунктами следования пригородного пассажирского транспорта.
В транспортном узле производится передача грузов с одного вида транспорта на другой и осуществляется пересадка пассажиров. Поэтому каждый транспортный узел имеет ряд стыковых пунктов, осуществляющих указанные операции.
Основными устройствами транспортного узла являются сооружения железнодорожного транспорта — станции, соединительные линии и другие, объединяемые в железнодорожные узлы.
1) По числу видов обслуживающего транспорта можно выделить три группы узлов: железнодорожно-автодорожные (Минск), железнодорожно-водно-автодорожные (Москва), водно-автодорожные.
2) По характеру эксплуатационной работы узлы бывают: транзитные, обслуживающие транзитные потоки в прямом и смешанном видах сообщений; с большой местной работой, обслуживающие транзитные и местные потоки; местные, или конечные.
3) По экономико-географическому признаку различают узлы сухопутные и расположенные на берегах морей и судоходных рек.
4) В зависимости от численности населения обслуживаемого узлом города транспортные узлы подразделяются на три группы: малые и средние—город с населением до 100 тыс. чел. и слабо развитой промышленностью; большие и крупные — до 1 млн. чел. и развитой обрабатывающей или добывающей промышленностью; крупнейшие — свыше 1 млн. чел. и развитой промышленностью.
5) По расположению транспортных устройств узлы делятся на: однокомплектные с объединенным расположением устройств основных видов транспорта; однокомплектные с раздельным расположением пассажирского и грузового районов; многокомплектные с объединенным расположением устройств основных видов транспорта; многокомплектные с раздельным расположением устройств разных видов транспорта и многокомплектные комбинированные.
6) По геометрической форме – тупиковые, радиальные, вытянутые в длину, радиально-полукольцевые, радиально-кольцевые и комбинированные.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.